Как правильно выставить ТНВД на дизеле

Как правильно выставить ТНВД на дизеле

Привет всем, ТНВД является сердцем дизельного автомобиля. При сбоях угла впрыска начинается дымление и детонационные стуки мотора. Сегодня расскажу как делается регулировка угла впрыска ТНВД, потому что детонационные стуки разрушают мотор.

Дымление тоже нехороший признак, топливо сгорает не полностью, с выделением сажи, которая оседает на деталях двигателя и попадает в масло, постепенно забивая масляные каналы и образуя налет на клапанах. Это и повышает расход солярки и снижает компрессию. Отрегулировать угол впрыска можно самостоятельно, избежав проблем и ненужных расходов.

  1. Для чего служит ТНВД
  2. Когда необходимо регулировать впрыск
  3. Полезные рекомендации
  4. Устанавливаем угол по отметкам
  5. Регулируем впрыск опытным способом

Конструкция и принцип действия

Рядные ТНВД серии РЕ имеют собственный кулачковый вал 14, который установлен в алюминиевом корпусе. Он
соединяется с двигателем либо непосредственно, либо через соединительный узел и муфту опережения впрыскивания.
Количество кулачков на кулачковом валу TНВД соответствует числу цилиндров двигателя. Над каждым кулачком находится роликовый толкатель 13 с тарелкой 12 пружины 11. Тарелка передает усилие от толкателя на плунжер 8, а пружина возвращает его в исходное положение. Гильза 4 плунжера является направляющей, в которой плунжер совершает возвратно-поступательное движение. Сочетание втулки и плунжера образует насосный элемент, или плунжерную пару.

  1. Корпус нагнетательного клапана
  2. Проставка
  3. Пружина нагнета тельного клапана
  4. Гильза плунжера
  5. Конус нагнетательного клапана
  6. Впускное и распределительное отверстия
  7. Регулирующая кромка плунжера
  8. Плунжер
  9. Регулирующая втулка плунжера
  10. Поводок плунжера
  11. Пружина плунжера
  12. Тарелка пружины
  13. Роликовый толкатель

Давеча встретил знакомого на квадратном Трупаке — понравилось, как мягко работает его 4жб1. У него 3(!) одинаковых машины. Говорит, на всех добивается такой работы вот этим винтом. Насколько я знаю(теоретически, начитался)), этот винт настраивается один раз и навсегда, потому и пломбируется. Что скажете, господа специалисты?
Достала мелкая вибрация, не вычислю причину.Мож, правда, покрутить.

На механическом ТНВД можно попробовать,если что вернуть все назад

все настройки на стенде, предел мечтаний- ХХ.эт вам каждый мастер скажет. + полкубика, возможно после 100 тысяч км пробега. но эт тоже надо уметь. эт все со слов наших мастеровых, по которым я был вынужден проехать после поломки.
вы опресовывали форсунки, замеряли компрессию, не рано ли тнвд?

один херц — положение винта имеет влияние только на ХХ, он просто фиксирует положения рычага, к которому подвед тросик газа. На 4jb1 мну крутило винт в широких диапазонах, по молодости:) на 4jg2 не крутил никогда, кааца. Ну, если я прально понял, о каком винте идет речь ваще.

///Ну, если я прально понял///
Спасибо, конечно, но понял не правильно.

///предел мечтаний- ХХ.эт вам каждый мастер скажет. + полкубика, возможно после 100 тысяч км пробега///
А вот тут я не понял)))

Хм, думал — не сложный вопрос, щас все мне быстро ответят)).
Я чего доколупался: Мелкая, равномерная, без перебоев и расколбаса, вибрация на холостых с изначалья. 720 об. ставить невозможно — кенгурин отвалится)), чуток поменьше дребезжит на 760-770. С плавным увеличением оборотов вибрация волнообразно усиливается — уменьшается. Дыма нет. Насос(угол впрыска) стоит по метке. Бывалые слушали-смотрели, говорят — такой жесткости, как при слишком раннем впрыске, нет. Винт регулировки номинальной подачи топлива под колпачком, есть ли пломба — не знаю, не снимал. Заводится с полтыка, одинаково всегда. Подушки живые.

Проверь зазоры в клапанах,от них тоже жесткость работы зависит

Согласен, Ромыч, только там четко 0.4.
А, вот еще, хлопцы: впускной коллектор я не снимал-не чистил.
Когда еще ЕГР ампутировал, заглянул через дырку — вроде терпимо, ну и не полез. Не оно?

Еще это зависит от нашего «хорошего» топлива .

Я этим винтом топку добавлял на больших колесах. Валил хорошо, потом убавил.А так ни чего страшного нет, я думаю. Крутить можно но с умом.Все ИМХО.

Не должно. У того хлопца(на Трупаке), когда глушит, аж по железяке бьет(у меня, по сравнению с ним, подушки-новьё), а работает, гад)), мягко.
Владимир, когда винт заворачивал, движок мягче работал, вибрация уменьшалась, или только ехало резвее да дымило чернее)?
Еще вот, на языке крутится: Ремень менял не я, предыдущий хозяин. Думаю, угол впрыска он после замены вряд ли проверял. Вопрос: при замене ремня не мог ли угол чуток убежать? Размер ремня разве идеальный, ноль-в-ноль? А насос стоит по заводской метке.

Реедкий дизель запустится при НЕ совпадении меток. И при этом, работать будет ТАААК, что ужаснётесь.

Винт подачи топлива крутил туда-сюда несколько раз. По часовой — топлива больше, против часовой — меньше. Металлический колпачёк на этом винте — это и есть пломба. Если он есть, то это признак того, что в ТНВД не лазили.
Как купил машину — отрегулировал топливо на стенде. Насос ставил по меткам. Машина довольно сильно дымила чёрным. Убавил топливо болтиком, дым исчез, но тяга пропала. Поставил зажигание пораньше путём вращения ТНВД относительно метки — тяга появилась. Ща чёрным не сильно дымит и тяга нормальная.
На техосмотр топливо убавляю (там тягу не проверяют), чтоб дымил ещё меньше.

Спасибо, Driverrr. Колпачок есть. Попробую «подправить» сначала угол. Скажи, когда сам все настраивал, на ВИБРАЦИЮ на холостых это как-то отражалось?
Заморочка в том, что ближайшие «спецы» по дизелям от меня 200 верст. И не факт, что там волшебники. Диагностировать самостоятельно последовательно — компрессия, форсунки, насос, (ну, еще подушки), БЕЗ ОПЫТА, ИМХО, чревато. С зажигалкой не сравнить. Даже элементарное — компрессию померить — и то, свечку можно ненароком сломать, и т.д. Вот, мля, дизель.
В принципе, устраивает все — масло не ест, не дымит ничем, пускается отлично и в холод и в жару, прет как ошпаренный. Кроме этой вибрации.

На вибрацию на холостых не влияло. Влияло как-бы на «мягкость» работы. Если ставить сильно пораньше или сильно позже, то работает жостче. А вообще если по уму, то зажигание выставляется микрометром стрелочным (не помню как правильно называется), который ход плунжера измеряет. Методика где-то на форумах мелькала и в мануале точно описана. Только вот надо прибор найти.
Проверь первым делом подушки, может двиг или коробка на раме лежит. С ямы их отлично видно, или из колёсной арки, если защиту отогнуть. Были у меня мёртвые подушки вибрация была, аж в салоне уши закладывало. Или мож глушитель где задевает?

А болт под колпачком там законтрогаен. Ключиком на 13 сначала приотпускаешь гайку, потом болт отверткой крутишь.

Спасибо. Индикатор называется))). У нас, кстати, найти не проблема — на рынке 500 руб.
Сдается, ищу я легких путей. Надо сымать насос с форсунками и к аппаратурщикам везти.
ЗЫ: подушки(визуально) очень даже живые, глушак тоже не касается.

Последний раз редактировалось 23ru; 03.12.2010 в 18:46 .

Влад да не парься,вот когда будет что то серьезное тогда и будешь снимать, А так деньги зря выкинешь

Так где же нажодится этот болт регулировки физически , на схеме например .

Читайте также  Бензопила не пилит под нагрузкой

Как установить ТНВД на дизель

На машинах с дизелем сначала устанавливается промежуточный фланец с приводом. При этом часть с пазами ставят в регулировочный механизм насоса. Регулировочный болт будет находиться внутри паза.

Дальше нужно зажать фланец в нейтральном положении на три болта. То есть, болты нужно прикручивать по центру.

Насос промывают и ставят по меткам, меняя положение слепого зуба. Придется отрегулировать механизм, чтобы плунжер стоял в нейтральном положении.

Если индикатор отсутствует, двигатель нужно прокручивать вручную на 15 градусов до верхней мертвой точки на первом цилиндре. Два кулачка распредвала должны оказаться направлены вверх. Они будут немного не доходить до ВВТ, на шкиве будет 15 градусов до ОТ. То есть, первый поршень на первом цилиндре начинает сжатие, и в этом момент происходит впрыск. Если шкалы с градусами нет, придется повернуть коленвал на глаз и поставить метку.

Далее крепят три шпильки, на которых будет держаться насос.

К промежуточному приводу крепится через муфту вторая часть — сам насос.

К ТНВД подключают индикатор, нужно, чтобы при прокручивании двигателя на ОТ стрелка прибора пошла от отметки 0 — нижней точки плунжера до 0,90.

Проверить правильность измерений можно по меткам. Распредвал и коленвал окажутся в мертвой точке, а насос будет отрегулирован точно.

В конце к насосу подключают все трубки, подачу, обратку. Также необходимо прикрепить обводной и натяжной ролики, чтобы поставить по меткам ремень ГРМ.

Типы топливных насосов

В зависимости от особенностей конструкции различают три основных типа ТНВД – распределительный, рядный, магистральный.

Рядный ТНВД

Этот тип топливного насоса высокого давления оснащается плунжерными парами, расположенными рядом друг с другом (потому и такое название). Их количество строго соответствует количеству рабочих цилиндров двигателя.

Таким образом, одна плунжерная пара обеспечивает подачу топлива в один цилиндр.

Пары устанавливаются в насосном корпусе, в котором предусмотрены каналы входа и выхода. Запускается плунжер при помощи кулачкового вала, соединенного, в свою очередь, с коленвалом, от которого и передается вращение.

Кулачковый вал насоса, при вращении кулачками воздействует на толкатели плунжеров, заставляя их двигаться внутри втулок насоса. При этом поочередно открываются и закрываются впускные и выпускные отверстия. При движении плунжера вверх по втулке создается давление, необходимое для открывания нагнетательного клапана, через который топливо под давлением направляется по топливопроводу к определенной форсунке.

Момент подачи топлива и регулировка его количества, необходимого в конкретный момент времени может осуществляться либо с помощью механического устройства, либо с помощью электроники. Такая регулировка нужна для корректировки подачи топлива в цилиндры двигателя в зависимости от частоты вращения коленчатого вала (оборотов двигателя).

Механическое управление обеспечивается за счет использования специальной муфты центробежного типа, которая закреплена на кулачковом валу. Принцип действия такой муфты заключен в грузиках, которые находятся внутри муфты и имеют возможность перемещаться под действием центробежной силы.

Центробежная сила изменяется с ростом (или уменьшением) величины оборотов двигателя, благодаря чему грузики либо расходятся к внешним краям муфты, либо снова сближаются к оси. Это приводит к смещению кулачкового вала относительно привода из-за чего и изменяется режим работы плунжеров и, соответственно, при увеличении частоты вращения коленвала двигателя обеспечивается ранний впрыск топлива, а поздний, как вы догадались, при снижении оборотов.

Рядные топливные насосы весьма надежны. Их смазка осуществляется моторным маслом, поступающим из системы смазки двигателя. Они совершенно не привередливы к качеству топлива. На сегодняшний день применение таких насосов из-за их громоздкости ограничено грузовыми автомобилями средней и большой грузоподъемности. Примерно до 2000 года они применялись и на легковых дизельных моторах.

Распределительный ТНВД

В отличие от рядного насоса высокого давления, у распределительного ТНВД может быть либо один, либо два плунжера в зависимости от объема двигателя и, соответственно, необходимого объема топлива.

И эти один или два плунжера обслуживают все цилиндры двигателя, которых может быть и 4, и 6, и 8, и 12. Благодаря своей конструкции, в сравнении с рядными ТНВД, распределительный насос более компактен и меньше весит, и при этом способен обеспечить более равномерную подачу топлива.

К основному недостатку данного типа насосов можно отнести их относительную недолговечность. Распределительные насосы устанавливаются только в легковые автомобили.

Распределительный ТНВД может оснащаться различными типами приводов плунжера. Все эти типы привода являются кулачковыми и бывают: торцевыми, внутренними, внешними.

Наиболее эффективными считаются торцевые и внутренние приводы, которые лишены нагрузок, создаваемых давлением топлива на приводной вал, вследствие чего они служат несколько дольше, нежели насосы с внешним кулачковым приводом.

Кстати, стоит отметить, что импортные насосы фирм Bosch и Lucas, наиболее часто использующиеся в автомобилестроении оснащены именно торцевым и внутренним приводом, а внешний привод имеют насосы серии НД отечественного производства.

Торцевой кулачковый привод

В этом типе привода, используемом в насосах Bosch VE, основным элементом является распределительный плунжер, предназначенный для создания давления и распределения топлива в топливных цилиндрах. При этом плунжер-распределитель совершает вращательные и возвратно-поступательные перемещения при вращательных движениях кулачковой шайбы.

Возвратно-поступательное перемещение плунжера осуществляется одновременно с вращением кулачковой шайбы, которая, опираясь на ролики, перемещается вдоль неподвижного кольца по радиусу, то есть, как бы обегает его.

Воздействие шайбы на плунжер обеспечивает высокое давление топлива. Возврат плунжера в исходное состояние осуществляется благодаря пружинному механизму.

Распределение топлива в цилиндрах происходит за счет того, что приводной вал обеспечивает вращательные движения плунжера.

Величина подачи топлива может быть обеспечена с помощью электронного (электромагнитный клапан) или механического (центробежная муфта) устройства. Регулировка осуществляется за счет поворота на определенный угол неподвижного (не вращающегося), регулировочного кольца.

Цикл работы насоса состоит из следующих стадий: закачка порции топлива в надплунжерное пространство, нагнетание давления за счет сжатия и распределение топлива по цилиндрам. Затем плунжер возвращается в исходное положение и цикл повторяется заново.

Внутренний кулачковый привод

Внутренний привод применяется в распределительных ТНВД роторного типа, например, в насосах Bosch VR, Lucas DPS, Lucas DPC. В таком типе насоса подача и распределение топлива осуществляется посредством двух устройств: плунжера и распределительной головки.

Распределительный вал оснащается двумя противоположно-расположенными плунжерами, которые обеспечивают процесс нагнетания топлива, чем меньше расстояние между ними, тем выше давление топлива. После нагнетания давления топливо устремляется к форсункам по каналам распредголовки через нагнетательные клапана.

Подачу топлива к плунжерам обеспечивает специальный подкачивающий насос, который может отличаться в зависимости от типа своей конструкции. Это может быть либо шестеренчатый насос, либо роторно-лопастной. Подкачивающий насос находится в корпусе насоса и приводится в действие приводным валом. Собственно, он прямо на этом валу и установлен.

Распределительный насос с внешним приводом рассматривать не будем, поскольку, скорее всего, их звезда близка к закату.

Магистральный ТНВД

Такой вид топливного насоса применяется системе подачи топлива Common Rail, в которой топливо перед тем, как поступить к форсункам сначала накапливается в топливной рампе. Магистральный насос способен обеспечить высокую подачу топлива — свыше 180 МПа.

Читайте также  Оформление фойе детского сада

Магистральный насос может быть одно-, двух- или трехплунжерным. Привод плунжера обеспечивается кулачковой шайбой или валом (тоже кулачковым, разумеется), которые в насосе совершают вращательные движения, проще говоря, крутятся.

При этом в определенном положении кулачков, под действием пружины плунжер перемещается вниз. В этот момент происходит расширение компрессионной камеры, за счет чего в ней снижается давление и образуется разряжение, которое заставляет открыться впускной клапан, через который топливо проходит в камеру.

Поднятие плунжера сопровождается увеличением внутрикамерного давления и закрытием клапана впуска. При достижении давления, на который настроен насос, открывается выпускной клапан, через который топливо нагнетается в рампу.

В магистральном насосе управление процессом подачи топлива реализуется дозирующим топливным клапаном (который приоткрывается или закрывается на необходимую величину) при помощи электроники.

Устройство и принцип работы

Схематически устройство простого рядного ТНВД можно представить следующим образом:

  • поршень (плунжер), сопряженный с цилиндром (втулкой), которые работают как единое целое — плунжерная пара;
  • канавки для подачи топлива к плунжерным парам;
  • кулачковый вал с центробежной муфтой; вращение вала происходит посредством ремня ГРМ;
  • толкатели плунжера, на которые давит кулачковый вал;
  • возвратные пружины, обеспечивающие возврат плунжера;
  • клапаны нагнетательные;
  • штуцеры;
  • рейки зубчатые;

  • всережимный регулятор, который активируется педалью газа.
  • Представляя устройство узла, несложно понять его принцип работы, схожий с работой двухтактного ДВС:

    • вращается кулачковый вал;
    • кулачки вала давят на толкатели плунжера;
    • происходит движение плунжера по цилиндру;
    • повышение давления приводит к открытию нагнетательных клапанов;
    • топливо поступает через клапан к форсункам.

    Конструкция насоса предусматривает подачу к форсункам не всей воздушно-топливной смеси, но только строго определенной порции. Остатки отправляются в сливные клапаны. Центробежная муфта обеспечивает подачу дизельного горючего в конкретный момент. Всережимный регулятор необходим для определения количества смеси: давление на педаль газа увеличивает объем, ослабление — уменьшает.

    ТНВД не качает топливо: возможные причины

    1. Недостаточный уровень топлива в баке.

    2. Засорился топливный фильтр.

    3. В топливную магистраль попал воздух.

    4. Вышел из строя подкачивающий насос.

    5. Сломался электромагнитный клапан.

    6. Засорились плунжеры насоса.

    7. В топливо попала вода.

    Основная причина того, что ТНВД не качает топливо на форсунки, – износ деталей насоса. Вследствие этого увеличивается зазор в подвижных сопряжениях агрегата и ослабляются натяги в неподвижных насадках, нарушается правильное расположение узлов, накапливаются посторонние отложения в виде грязи и нагара.

    Устройство и ремонт ТНВД ЯМЗ 238

    Топливная система, подающая горючую смесь под высоким давлением и регулирующая впрыск в определённые моменты, производится исключительно на специализированном и высокоточном оборудовании. Основные конструктивные элементы топливного насоса представлены:

    • корпусом;
    • крышками;
    • всережимным регулятором;
    • муфтой опережения впрыска;
    • подкачивающим насосом;
    • кулачковым валом;
    • толкателями;
    • плунжерами с наличием поводков или зубчатых втулок;
    • гильзами плунжеров;
    • возвратными пружинами плунжеров;
    • нагнетательными клапанами;
    • штуцерами;
    • рейками.

    Рабочая пара «плунжер – цилиндр» («поршень – втулка»), объединённая в единую систему с прецизионным сопряжением, изготавливается из исключительно высокопрочной и долговечной стали.

    Принцип работы ТНВД ЯМЗ 238 достаточно прост. Топливо перекачивается через штуцер, а сама деталь соединена с трубкой ПД. Движение пружины и кулачкового вала вызывает перемещение поршня вверх-вниз. Число секций соответствует количеству цилиндров двигателя, а транспорт на основе такого насоса отличается хорошей проходимостью и тяговыми характеристиками. Ремонт и регулировка ТНВД ЯМЗ 238 выполняются на специальном оборудовании, позволяющем выявить причины поломки и степень износа деталей. Средняя стоимость такой услуги варьирует от 7 до 17 тысяч рублей, в зависимости от степени сложности поломки.

    Установка ТНВД на машину с бензиновым двигателем

    Перед монтажом шток с пружиной обрабатывают маслом, рекомендованным автоконцерном. В приведенной инструкции рассматривается установка на автомобиль Ford. На современных иномарках эта процедура не занимает более 5-10 минут.

    ТНВД аккуратно ставят на посадочное гнездо. Деталь прикручивают, придерживая сверху и прижимая пружину. Прижимать необходимо, чтобы болты прикручивались равномерно, и деталь не перекашивалась.

    К насосу подключают гофрированный шланг и пластиковый тройник белого цвета.

    Далее прикручивают два болта, слишком сильно их перекручивать нельзя. Также важно следить, чтобы при проведении манипуляций не вытекал бензин в местах соединений. Для большинства моделей автомобилей подходит головка диаметром 10 мм с насадкой-удлинителем. Подсоединяют разъемы, вначале подключают вилку, зажимая ее с боков.

    Затем устанавливают мягкий резиновый чехол, уменьшающий шумы при работе насоса. Прикручивают клемму аккумулятора. Когда все разъемы подсоединены, сверху одевают и прикручивают пластиковую защиту.

    Далее на компьютере запускается программа проверки, для автомобилей Ford используется Forscan. Важно проверить со стороны низкого давления и в топливном коллекторе. То есть, производится диагностика обоих установленных насосов. Если при поверке программой состояния узлов авто загорается сигнал SERVICE/чек и прочие уведомления о неполадках, нужно сбросить ошибки.

    Окно программы Forscan

    После проверки программой можно завести мотор. При первом запуске двигатель работает также плохо, как и с изношенным ТНВД. Это связано с тем, что должен накачаться бензин, и образоваться нужное давление. При повторном включении мотор должен функционировать нормально. Затем в окне программы во вкладке «Приборы» нужно проверить давление в рампе и имеющееся в данный момент. Для этого после выбора нужных пунктов нажимают на кнопку «Play».