Ремонт стабилизатора Ресанта АСН-2000

Ремонт стабилизатора Ресанта АСН-2000.

Попросил товарищ отремонтировать стабилизатор.

Срочно-обморочно вскрыли, посмотрели, прозвонили.

Не работает. При включении срабатывает реле, но на этом все, индикации нет, выходного напряжения нет.

В кратце, отсутствует напряжение питания управляющей цепи

Дело было в непропаянном переходе с обмоточного провода катушки трансформатора с соединительным проводником. Пайка находится в изолирующей трубке.

ПыСы. Если кому-то помогло-отлично, не помог-прошу сильно не пинать за написанное. Интернета, схем, связи и высоких технологий во время ремонта не было.

Найдены возможные дубликаты

Нафиг он нужен, пускай на прямую 220

Ремонт электромеханического стабилизатора АСН-10000/1-ЭМ

Принципиальная электрическая схема стабилизатора АСН-10000/1 ЭМ показана на рис.1, печатная плата контроллера этого стабилизатора – на фото 1. Принцип действия электромеханических стабилизаторов основан на плавном и точном регулировании выходного напряжения. Изменение напряжения происходит за счёт скольжения электрического контакта по обмотке автотрансформатора с помощью электропривода. В стабилизаторе вырабатывается напряжение ошибки, которое усиливается операционным усилителем и транзисторным выходным каскадом (усилителем мощности), а затем оно подаётся на двигатель. В зависимости от полярности сигнала ошибки ось двигателя вращается в ту или иную сторону. На оси двигателя закреплён ползунок, который перемещается по обмотке автотрансформатора, тем самым, нормализуя выходное напряжение.
Рассмотрим одну характерную неисправность, возникающую в процессе эксплуатации электромеханических стабилизаторов, на примере АСН-10000/1-ЭМ фирмы «Ресанта» и методы ее устранения.

Отсутствует стабилизация выходного напряжения.

Уровень выходного напряжения может быть различным и находиться в неизменном состоянии. Ощущается запах перегретых компонентов. «Ахиллесовой пятой» электромеханических стабилизаторов является реверсивный двигатель. Контроллер стабилизатора постоянно отслеживает уровень выходного напряжения. В результате этого, ротор двигателя находится почти в постоянном вращении, что приводит к преждевременному износу двигателя. После остановки двигателя может выйти из строя выходной каскад управления двигателем, собранный на комплементарной паре транзисторов Q1 TIP42C и Q2 TIP41C. Кроме этих транзисторов от перегрева выгорают резисторы R45 и R46, включенные в их коллекторную цепь. Их сопротивление 10 Ом, а мощность 2 Вт. Не лишним будет проверить также линейный стабилизатор, собранный на транзисторе Q3 TIP41C и стабилитроне DM4.
Безусловно, изношенный двигатель требует замены, но при невозможности замены можно попытаться его отреставрировать.
Один из простых способов реанимации неисправного двигателя следующий:
• отключить двигатель от схемы;
• подать на его выводы постоянное напряжение 5 В от мощного источника питания, например от компьютерного блока питания ATX.
При этом происходит отжиг мелких частиц «мусора» на щётках двигателя. Нормальный ток потребления двигателя должен быть в пределах 90.. .160 мА. Поскольку двигатель реверсивный, напряжение на двигатель следует подавать дважды со сменой полярности. После этих нехитрых манипуляций работоспособность двигателя временно восстанавливается.

Принцип работы

Постоянное движение сервопривода и является главной слабостью электромеханического устройства.

Ну это не суть.

На конце хода щёток, соответствующему наименьшему напряжению В установлены концевые выключатели, останавливающие двигатель. В это же время наблюдалась хаотическое включение реле. Разница в цене с Самсунговскими — копеечная, а вот из-за одной такой детали ломаются и телевизоры, и стиралки и утюги.

Привод включает маломощный двигатель, на котором располагается щётка контакта. Схема электрическая стабилизатора напряжения Ресанта-АСНэм Для удобства восприятия я отметил на схеме основные структурные части. Соответственно, ремонт их будет несколько иным. Если понадобится, заменить транзисторы на новые.

О них мы отметим несколько ниже, а именно тогда, когда будем рассматривать особенности работы и ремонта каждого вида нормализатора от латвийского производителя. Ремонт электромеханических стабилизаторов напряжения Самая главная проблема таких стабилизаторов — перегрев. Поскольку щётка — это контакт, причём довольно плохой, то она греется.


Об этой проблеме я также пишу к дому через АВР. Также на плате был обнаружен операционный усилитель HA от Hitachi Semiconductor.

Оба стабилизатора отличаются принципом работы, имеют свои сильные и слабые стороны. Чистить надо по ходу щётки, потом промыть тщательно спиртом и вытереть насухо чистой тряпкой. Если напряжение понижается и дальше, то автотрансформатор уже не справляется, и весь стабилизатор отключается. Подобная нестабильная работа может приводить к выходу из строя данного устройства.

В завершение очистить все контакты специальным бензином и собрать реле в обратном порядке. При нормальной работе при включении стабилизатора можно услышать, как собирается КЦ — примерно через 10 секунд щелчок на одной из электронных плат , потом ещё один, и третий щелчок запускает контактор и весь стабилизатор. Стоит обратить внимание на тот факт, что общее строение всех нормализаторов этого типа является похожим.
Стабилизатор напряжения для дома и tokzamer.ru АСН-5000/1Ц

Модельный ряд

Хотелось бы рассмотреть несколько моделей стабилизаторов Ресанта (каталог у компании достаточно большой), которые являются особо популярными. Это Ресанта АСН-500/1-Ц, АСН-1000, АСН 5000 и АСН 10000.

Почему такой большой разброс? Во-первых, все числовые значения, а это 500, 1000, 5000, и 10000, являются обозначением мощности прибора. Но тут есть одна хитрость. Если Ресанта АСН-500 является маломощным устройством с потребляемой мощностью 500 Вт, что также касается и показателя 1000. То АСН 5000 и АСН 10000 – это мощность с единицей измерения «ВА». Если перевести, к примеру, 10 кВА в киловатты, то данный показатель будет равен 10 кВт, он будет равен 8 кВт.

Все эти устройства относятся к категории однофазных приборов, поэтому имеют два вида исполнения: обычный (напольный) и настенный (LUX). Маломощные приборы подключаются через розетку стандартной штепсельной вилкой. Стабилизаторы напряжения с большой мощностью соединяются с сетью и потребителем через клеммные колодки.

Внимание! Стабилизационные устройства с большой мощностью могут терять ее, если напряжение на входе будет достаточно низким. К примеру, все тот же прибор марки АСН 5000/1-Ц. Стабилизирующий диапазон его 140-260 В. Если входное напряжение становится ниже 190 В, то мощность уменьшается вдвое.

Кстати, точно также работает и знаменитый российский стабилизатор напряжения «Прогресс» (Псков). Скажем прямо, здесь есть, с чем сравнивать.

Отключится стабилизирующее устройство в двух случаях:

  1. Если входное напряжение будет длительно находиться в превышающих допустимых значениях.
  2. Если сам прибор перегреется. Кстати, трансформатор корректно работает, если его температура не превышает +70С. Как только данный предел будет превышен, стабилизатор напряжения отключится автоматически. Вот почему так важно учитывать место, где будет установлен агрегат. Температура окружающей среды – важный показатель качества его работы.

Стабилизатор Прогресс

Ремонт релейных приборов

Ремонт Ресанта аппаратов часто связан с заменой реле. В устройствах от этого производителя их обычно 4 или 5. Восстановление аппаратов такого типа усугубляется тем, что в маломощных стабилизаторах корпус реле изготовлен из непрозрачного пластика. Поэтому нельзя визуально определить, в каком состоянии находятся его контакты. Также маломощные реле неразборные, с них нельзя просто так снять крышку.

Дополнительная информация. То, что реле щёлкает как положено, ещё не означает, что оно исправно. Механическая часть этого компонента может быть в порядки, но он всё равно не будет выполнять свою функцию из-за нагара на контактах.

Читайте также  Фаза ноль в розетке

Второй неблагоприятный фактор заключается в том, что большую часть времени входное напряжение стабилизатора находится в узком диапазоне. Поэтому в основном срабатывают одни и те же реле. Чаще всего они располагаются рядом и подвержены наиболее частым отказам.

Неисправное реле может выдать себя оплавлением корпуса, характерным запахом гари или изменением цвета. Технически его можно попытаться разобрать, почистить контакты и отремонтировать. Но нет гарантий, что после ремонта оно долго прослужит. Поэтому при таких неисправностях реле лучше всего заменить аналогичным или более мощным.

Не включается или выбивает автомат после отчета таймера

Большинство стабилизаторов после включения входят в рабочий режим не сразу, а после временной задержки. Но после отчета обратного таймера пуска не происходит, при этом на дисплее-индикаторе выдает букву Н. Пример ремонта устройства с такой неисправностью рассмотрен в следующих видео:


К сведению код ошибки «Н» говорит о завышенном напряжении сети и срабатывании защиты. Это действительно для приборов фирмы «Ресанта», «Luxeon» и некоторых других.

Интересно: буква «H» — значит «Высокое» или «High», а L – «низкое», «Low». Резистор, замену которого вы видели на видео, отвечает за пороги срабатывания по верхнему и нижнему уровню напряжения. Из-за неверного сопротивления плата стабилизации не справляется со своей работой и уходит в защиту.

Такие симптомы или другой код неисправности может сопровождаться выбиванием автомата питающего сам стабилизатор после отчета таймера задержки включения. В этом случае проблема решается заменой реле, при залипании которых может возникать повышенное потребление тока.

Ремонт однофазных стабилизаторов при выходе из строя его компонентов

Выход из строя компонентов электронной платы так же имеет место в электромеханических, тиристорных, семисторных, релейных стабилизаторах напряжения. Данная неисправность не посредственно влияет на работу двигателя,по скольку питание поступает от двух биполярных транзисторов, обычно это модели TIP41C и TIP42C.Так как схема имеет двух полярное питание,транзисторы необходимо менять парой и одинакового производителя.В следствии пробоя транзисторов,большую вероятность имеет выгорание резисторов,стоит учесть,что при замене их можно подобрать более мощные аналоги на 3 или 5Вт,тем самым повысить надежность в работе.

Самый простой ремонт однофазных стабилизаторов берет на себя силовая часть,обычно это всего лишь подгорание и ослабления клемм и контактов! Исправляется это обычной протяжкой или заменой переключателей,вводной автоматики или соединительных проводов!

Цены на ремонт стабилизаторов напряжения РЕСАНТА

Наименование Цена (руб.)
Замена вентилятора охлаждения 700
Ремонт платы управления 1900
Замена сервопривода 2600
Замена щеточного узла в сборе 2400
Замена амперметра 600
Замена вольтметра 600
Замена реле 2100
Замена автомата включения/выключения 1400
Замена трансформатора 8600
Замена контактора включения 1200
Техническое обслуживание 1500
Замена колодки подключения 1408
Замена дисплея 1401
Замена кнопок управления 709
Чистка оборудования 600
Срочный ремонт коэффициент +30%
Консультация сервис инженера 500
Замена процессора управления 3600
Замена транзистора от 300

На выходе нет 220 Вольт

Неисправность проявляется в том, что стабилизатор не выдает напряжение 220 Вольт. Это не обязательно говорит о внутренних проблемах, причина может быть в напряжении сети – оно слишком низкое, и устройство просто не вытягивает. Если питание находится в рабочем диапазоне стабилизатора, тогда приступим к ремонту.

Что делать: в сервоприводных моделях поломка может быть вызвана износом щеточного механизма или самого сервопривода. Он может не доходить до конца обмотки или щетка может не контактировать с соответствующим её сектором. В простейшем случае может быть просто загрязнена графитом. Чтобы отремонтировать его, нужно почистить поверхность контактов до металлического блеска. Иногда нужно заменить щетку.

Интересно! Бывает и так, что из-за загрязнений рабочего сектора щеточного узла графитом часто напряжение не поднимается выше определенного значения.

В релейных СН это чаще всего говорит о том, что неисправно одно или несколько электромагнитных реле или каскад управления ими. Обычно он строится на транзисторе. Реле могут иметь различное напряжение катушки, часто это 12 Вольт.

Что делать: для проверки подайте напряжение на катушку и прозвоните силовые контакты. Они должны замыкать и размыкаться, реле при этом щелкает. Если этого не происходит – либо прилипли контакты (чаще), либо сгорела катушка реле (реже). Если реле исправно – проверьте транзистор, он не должен быть пробит, а переходы эмиттер-база и коллектор-база должны прозваниваться в одну сторону, как диод. Транзисторы используйте любые маломощные аналогичной проводимости.

В симисторных и тиристорных СН диагностика поломки аналогична – нужно прозвонить на пробой полупроводниковый силовой ключ и если он вышел из строя заменить аналогичным или более мощным.

Ремонт платы управления

Диагностика и ремонт управляющей платы требуют хотя бы минимальных знаний в электронике. Нужно убедиться, что на все узлы схемы поступает питание. Проверить напряжение на коллекторах выходных транзисторов и на операционном усилителе. Микросхема ha17324a в стабилизаторе напряжения встречается наиболее часто. Она и есть вышеописанный ОУ, на котором следует проверить питание. Затем плата исследуется на наличие вздутых или потёкших конденсаторов (электролитов), пробитых диодов, резисторов в обрыве, сгоревших предохранителей и банально отвалившихся деталей. Особо тщательно осматриваются места пайки компонентов, ведь там возможны трещины. Крупные детали нужно пошевелить рукой, чтобы убедиться, что они надёжно впаяны в плату. Данные проблемы являются наиболее распространённой причиной поломки любого электронного устройства, их нужно искать в первую очередь.

Дополнительная информация. Для точной проверки транзистора его следует выпаять из платы. В противном случае возможен некорректный результат.

Для человека, владеющего знаниями и опытом по ремонту электрики и электроники, наладка стабилизатора напряжения не составит особой сложности. Такая работа в большинстве случаев считается оправданной. Покупка нового устройства обойдётся в разы дороже, чем приобретение деталей для его ремонта.