Как смазать закрытый подшипник: инструкция с фото и видео

Как смазать закрытый подшипник: инструкция с фото и видео

Такой элемент, как подшипник используется практически во всех механизмах. Эта деталь является опорой для валов и осей, а также поддерживает заданную жёсткость конструкции в целом. Если говорить о шариковых, то они бывают нескольких видов: открытые и закрытые.

Первые используются в тех местах, которые находятся в симбиозе с маслом, то есть, если на них попадает смазочный материал извне. Например, подшипники коробки передач автомобиля открытые, поскольку в неё заливается масло, которое в процессе работы разбрызгивается.

Закрытый тип нашёл место применения практически везде. С завода он плотно закупорен кольцами, сделанными из разного материала, и набит смазкой. Обычно быстрее появляется люфт, чем она отрабатывается, поэтому их никто самостоятельно не разбирает и не смазывает. Однако, если вы желаете это сделать, то необходимо знать как он устроен и что из себя представляет.

Оглавление:

Процедура замены пыльника наружного ШРУСа

Процедура замены пыльника наружного ШРУСа, имеющего унифицированную конструкцию, идентична для большинства автомобилей с приводом на передние колеса. Работы выполняются на эстакаде или смотровой яме.

Перед началом ремонта необходимо приобрести новый чехол (оригинальный или от альтернативного производителя) с комплектом металлических крепежных хомутов. Также требуется приобрести смазку, которая вводится во внутреннюю часть пыльника.

Необходимые инструменты

Минимальный набор инструментов, необходимых для выполнения ремонта:

  • механический или гидравлический домкрат;
  • упоры под колеса и вспомогательные подставки для удержания кузова;
  • металлическая щетка для очистки поверхности от присохшей грязи;
  • молоток и зубило;
  • ветошь для протирки;
  • набор гаечных ключей и головок;
  • динамометрический ключ;
  • отвертка с плоским жалом и плоскогубцы;
  • лопатка для нанесения смазки в полость чехла.

Ход работы

Последовательность действий при замене внешнего пыльника:

  1. Поставить автомобиль на яму, затянуть ручной тормоз и установить под задние колеса упоры.
  2. Ослабить гайки или болты крепления колесного диска к ступице, а затем поднять кузов на домкрате.
  3. Установить под порог страховочные упоры (при их отсутствии допускается применение запасного колеса с доской).
  4. Демонтировать колесо, а затем снять фиксаторы центральной гайки (для удержания используется шплинт или загнутая в пазы фаска гайки).
  5. Отвернуть гайку, для выполнения процедуры потребуется помощь второго человека, который нажмет на педаль тормоза.
  6. Демонтировать тормозные колодки и суппорт, который отводится в сторону (снятие шланга не требуется). Суппорт крепится болтами к поворотному кулаку, размер и расположение головок зависят от модели автомобиля.
  7. Стянуть тормозной диск. Если деталь прикипела к ступице, то необходимо воспользоваться молотком. Удары наносятся через деревянную прокладку, предотвращающую повреждение поверхности диска.
  8. Отвернуть болты, соединяющие ступицу и корпус амортизационной стойки. Перед разборкой необходимо счистить слой грязи щеткой и протереть поверхность ветошью.
  9. Потянуть ступицу на себя, выводя шлицы вала из отверстия.
  10. Демонтировать старый чехол, воспользовавшись ножом или отверткой. Одновременно удаляются старые хомуты, повторно использовать крепления не рекомендуется.
  11. Аккуратно удалить старую смазку со следами воды или загрязнений с поверхности шарнира. Снятие смазки производится деревянной лопаткой и чистой ветошью или тряпками.
  12. Снять внешний шарнир вместе с корпусом. Для выполнения задачи потребуется помощь напарника, который не позволяет разъединить шарнир вала около картера коробки передач. Шарнир снимается с оси с помощью зубила и молотка (в конструкции используется внутреннее стопорное кольцо, которое сжимается при ударе).
  13. Протереть вал и ШРУС от остатков смазки, допускается разобрать узел и промыть детали бензином.
  14. Собрать узел и нанести на детали слой смазки, вещество плотно набивается во все полости и пазы.
  15. Надеть новый пыльник на вал, в полость чехла предварительно добавляется порция смазки.
  16. Соединить шарнир и полуось, предварительно совместив посадочные зубцы.
  17. Надеть на штатные места хомуты, а затем установить снятые детали. При затяжке резьбы необходима затяжка, рекомендованная заводом-изготовителем.

Вариант без снятия

Процедура снятия и установки чехла без разъединения вала и шарнира предусматривает использование специального приспособления, которое растягивает резиновый пыльник. Способ используется в случаях, когда разъединить детали без разрушения металлических элементов невозможно (из-за коррозии или конструктивных особенностей).

Методика снижает затраты времени на ремонт, но при растяжении пыльника возможно повреждение эластичного материала. Кроме того, возникают сложности с заполнением внутреннего объема смазкой.

Возможные проблемы

Распространенной проблемой является прикипание шарнира к валу. Если ступица крепится болтом, то для разъединения деталей необходимо закрутить болт в отверстие до упора. После того как деталь упрется в торец оси, следует еще сделать 2-3 оборота гаечным ключом, что позволит снять шарнир. Если крепление осуществляется гайкой, то потребуется полностью снять полуось, а затем зажать привод в тисках. Плотная фиксация детали позволит сбить шарнир зубилом, но если контакт разъединить не удается, то придется разрезать внутреннее кольцо ШРУСа болгаркой.

Способ первый, как демонтировать подшипник

Существует большое количество специальных приборов, которые еще на заводской сборке получили единственное назначение – выполнять быстро демонтаж подшипника, не требуя силовых вложений и финансовых затрат от автомеханика или владельца авто. Применение специальных инструментов для демонтажа подшипника с вала – это прекрасное и самое простое решение выполнить ремонт. Себя можно избавить от непредвиденных ситуаций. И для этого надо только следовать инструкции. Обычно стандартный съемник представляет собой резьбовой вал, который накручен на специальные вспомогательные держатели. Они выполняют роль фиксаторов. При помощи такого простого съемника выполняется фиксация и демонтаж подшипника. Все гениальное – просто!

Этапы работы со съемником

  1. Берем съемник, подводим его к изношенному подшипнику.
  2. Зажимаем подшипник съемником.
  3. Приступаем к умеренным вращательным движениям, чтобы «стянуть» подшипник с посадочного места. Помните, что движения должны быть поступательными, без особого нажима, чтобы не повредить элементы слаженной системы.

Таким образом, решается вопрос, как снять подшипник ступицы в автосервисах. Использование специального инструмента и вспомогательного оборудования облегчает работу, удешевляет и ускоряет процесс ремонта.

СМАЗКА С РАЗБОРКОЙ

Алгоритм действий предельно простой:

  1. Перед тем как смазать деталь, тонким острым предметом (отверткой, шилом или иглой в зависимости от ее размера) поддеваем кромку уплотнительного кольца и стараемся вывести ее из канавки, чтобы снять. Если уплотнитель не зафиксирован кольцом – поддеваем непосредственно край шайбы. Главное – не оставить почти неизбежных при этом вмятин на внутренней поверхности уплотнителя, через которые впоследствии будет выдавливаться смазка и проникать грязь.
  2. Разобранную деталь промываем в бензине для удаления остатков старой смазки.
  3. Сжатым воздухом высушиваем внутреннюю поверхность, одновременно удаляя остатки загрязнений. Сухой подшипник при вращении не должен похрустывать.
  4. Забиваем новую смазку. Хитрость в том, что нужно заполнить примерно 50-70 % от внутреннего объема. Полностью заполнять все пространство между элементами качения не надо.
  5. Надеваем уплотнитель и защелкиваем его. Либо фиксируем стопорным кольцом, введя его в канавку.

Как смазать закрытый подшипник?

Прежде всего, необходимо правильно определить стоит ли заниматься подобными манипуляциями. Если подшипник отработал достаточно долго без смазки и остался цел, наверняка он имеет уже немалую степень износа. Как быстрый метод его проверки подойдет потряхивание подшипника – если, слышно позвякивание шариков и сепаратора, тогда такой подшипник менять необходимо, слышен хруст при вращении обоймы — менять необходимо, люфтит – тоже меняем и не заморачиваемся с подобными экспериментами.

Читайте также  К какой группе металлов принадлежит железо и его сплавы

Для того, что бы смазать закрытый подшипник необходимо собрать пару вещей. Штатив, металлическая емкость со смазкой, подставка с нагревателем. Выгляди примерно так.

Смазать закрытый подшипник без разборки будем поэтапно.

1. Нагреваем смазку до ее плавления, обыкновенной свечкой.

Тут есть небольшая проблема с выбором смазки, многокомпонентные высокотемпературные смазки на основе молибдена и т.п. фактически не плавятся, необходимо подбирать более дешевые виды смазок, которые смогут расплавиться. Лучше заранее поэкспериментировать с плавлением разных смазок — подобрать необходимую смазку и высоту емкости над пламенем, при которой оплавиться выбранная смазка. Важно не перегревать, т.к. при перегреве теряются ее свойства.

2. Вторым этапом станет опускание в ванночку со смазкой закрытого подшипника.

Если подшипник не охота снимать с оси, необходимо следить, чтобы не выпачкать пластины коллектора.

3. Третий и фактически самый заключительный этап – прокручивание закрытого подшипника, не вынимая его с расплавленной смазки.

Прокручивая обойму необходимо следить за состоянием смазки, что бы она, не загустела и не перегревалась. Крутить нужно не быстро, но долго. В нашем случае смазка закрытого подшипника заняла около 20-30 минут.

4. Вытирая остатки смазки с подшипника необходимо проверить, как вращается его обойма.

Если смазка попала внутрь подшипника, обойма должна крутиться немного вязко, но без усилий.

Недостатком такого метода смазки закрытых подшипников есть то, что невозможно проконтролировать количество смазки, которая попала внутрь.

Тут спросите вы: «За 30 минут можно поменять 5 подшипников, зачем ломать голову и пытаться придумывать велосипед?!». Ответ очень прост, не всегда можно купить в периферии качественные подшипники, а пользоваться техникой надо. Необходимо помнить, что такое решение временное и необходимо быть внимательным, наблюдать за работой узла.

Причины замены

Подшипник фиксирует положение вала, обеспечивая его равномерное вращение. Эти небольшие детали принимают на себя всю нагрузку.

Если вы интересуетесь, как достать подшипник из стиральной машины, значит, подозреваете, что он пришел в негодность. Причиной этого мог стать испорченный сальник, который, потеряв герметичность, начал пропускать воду. Смазка вымылась, что привело к коррозии и истиранию подшипника.

Большинство пользователей загружают СМА по принципу «сколько вместится». Это неправильно, ведь со временем перегрузка приводит к изнашиванию деталей, в том числе – подшипников. Заметить это можно по характерному скрежету. Он может быть слышен при отжиме или при прокручивании барабана рукой.

Еще один признак проблемы с подшипниками – течь. Если вы обнаружили, что под днищем стиралки скапливается вода, пора проверять.

Несвоевременная замена может привести к повреждению бака барабаном, износу крестовины и вала. А это уже грозит капитальным ремонтом, при котором понадобится установить новый бак и барабан.

Процедура замены

Прежде чем начинать, стоит посоветоваться со специалистом, который определит степень повреждения элемента. Нужно понять, достаточно ли замены одного кожуха или необходимо менять оба элемента сразу. Во втором случае технология замены другая — придётся снимать вал целиком.

Вот пошаговая инструкция по замене:

  • поставить автомобиль на ручной тормоз, включить 1 передачу, установить противооткатные упоры под задние колёса;
  • сорвать гайки с колеса, используя ключ;
  • медленно приподнять домкратом переднее колесо;
  • полностью отвинтить колёсные гайки и снять колесо;
  • отделить тормозной суппорт от диска;
  • вынуть диск;
  • теперь ступица — вывернуть гайку;
  • выполнить снятие шаровой опоры.

Заменить кожух можно на месте, не обязательно снимать полуось. Однако на многих современных иномарках это сделать тяжело, поэтому всё-таки полуось лучше демонтировать. Далее:

  • разобрать хомуты гофрированного кожуха;
  • аккуратно стянуть пыльник со стакана;
  • вытянуть стопорное кольцо;
  • из стакана достать обойму «гранаты» с шариками (трёхшиповик);

  • хорошенько очистить шарики от старой смазки, нанести новый равенол в количестве 125 мл;
  • набить смазку также в новую деталь;
  • установить на место обоймы с шариками, зафиксировать стопорное кольцо;
  • надеть новый компонент, затянуть хомут.

Как определить неисправность ступичного подшипника

В большинстве случаев характерные звуки неисправного ступичного подшипника сложно с чем-то спутать. При симптомах указанных выше можно с высокой вероятностью говорить о неисправности именно ступичного подшипника, а не чего-либо другого. Но все же, убедиться на 100% что причина посторонних звуков именно подшипник, можно. Для этого нужно вывесить (поддомкратить) колесо, от которого доносятся посторонние звуки, и пошатать его в вертикальной плоскости. Если у колеса есть даже незначительный люфт относительно ступицы, менять ступичный подшипник, скорее всего, придется. Исключением станет лишь тот случай, если ступичный подшипник у Вас недостаточно затянут, для этого проверьте момент затяжки ступичной гайки.

Запомните — у колеса с исправным подшипником никакого люфта быть не должно.

Если у колеса нет люфта в вертикальной плоскости, попробуйте вращать колесо руками, если чувствуются неравномерность вращения, или колесо издает посторонние звуки – необходима замена ступичного подшипника.

Последовательность действий при демонтаже полуоси

Чтобы демонтировать полуось и добраться до подшипника, необходимо в строгой последовательности выполнить следующие действия:

  1. Транспортное средство для удобства устанавливают на ровной поверхности.
  2. Фиксируют все колеса автомобиля упорами или другими приспособлениями.
  3. Колесные болты необходимо провернуть баллонным ключом до их незначительного ослабления перед снятием.

Снятие колес.

  1. Баллонным ключом нужно полностью открутить на колесах все болты.
  2. Поднять с помощью домкрата кузов кабины автомобиля, и зафиксировать поднятие опорами.

Снятие тормозного барабана.

Откручивание болтов крепления полуоси.

Понемногу без применения особых усилий крутят полуось, чтобы добраться до гаек. Болты крепления полуоси можно открутить, используя торцевой ключ на 17. Им ослабляют и снимают 4 крепежные гайки, которые закрыты специальным фланцем.

Снятие полуоси.

Переворачиваем снятый тормозной барабан (внутренней стороной к себе), прикручиваем его к полуоси на пару болтов и резко дёргаем на себя, таким образом выдергивая полуось. (Вместо тормозного барабана можно использовать снятое ранее колесо)

Но если у Вас есть обратный молоток, то снять полуось можно им. Молоток крепится к полуоси болтами колес. Если резко поместить груз в противоположную сторону, то за счет появления ударной нагрузки, полуось начинает движение в сторону груза. Таким образом, полуось снимается. Затем откручивают молоток от полуоси и снимают резиновое кольцо-уплотнитель.

Снятие стопорного подшипника с полуоси.

Полуось зажимают в тисках и делают небольшой надрез с помощью болгарки на внешней стороне запорного кольца.

Зажатое запорное кольцо раскалывают окончательно, попеременно нанося удары молотком или зубилом по надрезу от болгарки. Таким образом, снимается подшипник с полуоси. Полуось проверяют после снятия подшипника на наличие поверхностных деформаций или сколов, прочих повреждений. Если таковые имеются, то полуось придется менять.

Установка нового подшипника и запорного кольца на полуось.

Замена сальника полуоси.

Сальник, подлежащий замене нужно вытащить из своей ячейки. Для этого отверткой приподнимают его корпус и извлекают сальник. Ячейку под сальник протирают от скопления грязи и пыли, и наносят пластичную смазку. Новый сальник вставляют в посадочное место пружиной к балке. Специальной втулкой и молотком вбивают сальник так, чтобы он герметично запрессовался.

Читайте также  Как открыть автоматические ворота без света

Установка полуоси.

Установка полуоси производится в обратном порядке от ее снятия. Надеть резиновое кольцо-уплотнитель и прикрепить болтами полуось. Небольшими вращательными движениями поставить ее на место.

После установки полуоси, необходимо проверить ее на образование зазоров. Их быть не должно. Для этого колеса вращают во все стороны. Если зазоров нет, и не появляются никакие посторонние звуки при вращении, то установка подшипника и полуоси выполнена грамотно и правильно.

При необходимости, выполняется в таком же порядке и замена подшипника на второй полуоси. Также, при проведении этих действий, сразу можно заменить тормозные колодки, проверить наличие и уровень смазки в картере моста.