Типы стропов

Типы стропов

Стропы — одни из популярных приспособлений для подъема грузов. Их используют при подъеме и перемещении разнообразных по форме и тяжести грузов, в различных температурных условиях. Рассмотрим основные вопросы выбора и эксплуатации двух типов грузоподъемных стропов: канатных и цепных.

Стальные канатные стропы активно используются в строительстве при грузоподъемных работах, благодаря универсальности, простоте и практичности, высокой степени надежности и износоустойчивости и безопасности. У стальных стропов прекрасные эксплуатационные качества, долгий срок эксплуатации и весьма демократичная цена по сравнению с цепными вариантами. Специалистов привлекает их прочность, а также легкая визуальная фиксация дефектов. Также стальные канаты выдерживают резкие и динамические нагрузки.

Недостатками стропов из стальных канатов являются:

возможность пораниться порванными проволоками внешних прядей;

при подъеме и перемещении твердых грузов смогут возникать деформации проволок, что приводит к выбраковке стропа.

ограниченные температурные режимы применения стропов: не выше 100 °С.

Основной альтернативой канатных являются цепные стропы, применение которых часто уместно в агрессивных средах, при больших нагрузках. Цепные стропы чаще всего используются в металлургии в высоких температурных режимах.

Преимущества цепных стропов:

долговечности (до 10 лет)

безопасность в работе

удобства хранения и транспортировки.

Виды грузоподъемных строп

  • Канатные
  • Цепные
  • Текстильные

Канатные стропы различаются, как по типу используемого материала (стальные, синтетические, пеньковые), так и по количеству ветвей. Канат сплетается из большого числа проволок или волокон одинакового диаметра. При подъеме грузов чаще всего используются стальные стропы, поскольку они обладают высокой прочностью и долговечностью, разрушаются не мгновенно и не боятся динамической нагрузки. Кроме того, стропы канатные отличаются невысокой стоимостью и простотой эксплуатации.

Из недостатков эксплуатации можно выделить их относительную жесткость и, как следствие, опасность повреждения деликатного покрытия груза или его загрязнения (в случае использования смазываемых канатов), а также большой вес стальных канатов и подверженность их коррозии.

Цепные стропы

Цепной строп — это цепь из стальных звеньев, соединенных друг с другом путем сварки. Очень прочная конструкция, гибкая и удобная. Выдерживают грузы с острыми краями.

Такие стропы просто ремонтировать. Их не портят кислоты, открытый огонь, низкие температуры. По сравнению с канатными стропами, цепные весят больше.

Стоимость одноветвевого цепного стропа с грузоподъемностью 1 тонна — около 1000 рублей, 8 тонн — примерно 5000 рублей.

Модели

  1. Одноветвевой строп (1СЦ). Может использоваться при экстремально низкой или высокой температуре.
  2. Двухветвевой строп (2СЦ). За счет двух ветвей обладает большими грузоподъемными возможностями, чем 1СЦ. Если нагрузка критическая, звенья цепи растянутся, но не разорвутся. Используют в такелажных работах и при строительстве. Строп вешают на крюк крана. Можно корректировать длину ветвей.
  3. Четырехветвевой строп (4 СЦ). Этот строп называют также цепным пауком. Состоит из звена и четырех ветвей из цепей. Применяется для подъема и транспортировки нестандартного по форме груза.
  4. Ветвь цепная (ВЦЦ). Обычно служит запчастью для ремонта цепного стропа, но может применяться и автономно для соединения груза и грузоподъемной техники.
  5. Кольцевой строп (УСЦ). По-другому называется универсальным. Цепь в таком случае имеет вид кольца. Применяется для подъема и транспортировки грузов в экстремальных температурных условиях. Подходит для перемещения грузов с острыми контурами.

Маркировка

На бирке, прикрепленной к стропу обязательно наличие следующих сведений:

  • вид стропа (количество ветвей и их материал);
  • грузоподъемность в тоннах;
  • длина стропа в миллиметрах;
  • порядковый номер;
  • дата проведения тестирования приспособления на заводе;
  • название завода-изготовителя;

Пермский завод грузоподъемного оборудования

«Стропа» в переводе с нидерландского (strop) – «петля». Такие приспособления используются для перемещения тяжелых объектов, поэтому к ним предъявляются высокие требования по фиксации груза.

Применение строп

Стропы должны не только обеспечивать сохранность объекта, но и безопасность рабочих. В связи с этим все грузовые стропы проходят обязательную сертификацию. Изделия используются на предприятиях, где практикуется перемещение тяжелых объектов:

  • в строительстве,
  • промышленности,
  • автомобилестроении,
  • сельском хозяйстве;
  • нефтяной и газовой промышленности;
  • грузоперевозках;
  • складской деятельности;
  • лесной промышленности и пр.

По материалам изготовления стропы делят на цепные, текстильные, канатные.

Цепные стропы

Цепные стропы — это крепления, состоящие из металлических стальных звеньев, соединенных друг с другом сваркой. Типовая конструкция выглядит следующим образом: цепь, два переходных звена и на конце овальное кольцо. Последнее может быть добавлено к изделию в случае необходимости.

Если производство производится немеханическим способом, то ГОСТа к такому виду изделий не существуют. Они попадают под требования РД 11-07-2007. При выборе материалов производитель ориентируется на ГОСТ 25573 и ГОСТ 22956.

Преимущества цепных строп

Недостаток цепных строп – большой вес изделий. Но он может быть снижен за счет изготовления деталей из подходящих сплавов.

Цепные стропы оптимальны для погрузочных и разгрузочных работ, а также для перемещения грузов с заостренными гранями.

Классы цепных строп и их маркировка

В зависимости от тяжести груза используют цепи разной грузоподъемности. В условиях максимальной температуры до 200 ºС подъем веса для разных классов составляет:

3 класс — до 100 кг,

5 класс — до 300 кг,

8 класс — до 800 кг,

10 класс — до 1200 кг,

12 класс — до 3150 кг.

Обратите внимание, что указанная нагрузка идет из расчета на одну цепь. При работе в температуре выше, чем 200 ºС, допустимый вес снижается.

Также возможности цепного стропа зависят от диаметра звена. Они подразделяются внутри каждого класса.

Для цепных строп используются следующие обозначения:

1СЦ — строп, состоящий из одной ветви звеньев. Подходит для работы в экстремальных температурах. Как низких, так и высоких.

2СЦ — две ветви железных звеньев. Могут выдержать больший вес, чем стропы одной ветви. Используются в такелажных работах и при строительстве. Их плюс – в надежности звеньев: они растягиваются, но не рвутся, поэтому звенья легко могут быть заменены в случае необходимости. Длину ветвей можно также изменять.

4СЦ — «цепной паук», состоит из четырех ветвей. Удобен при работе с неформатным грузом.

ВЦЦ (цепная ветвь) — может применяться как запчасть или для соединения груза и техники.

УСЦ — строп, замкнутый в кольцо. Также называется универсальным, так как может использоваться для работы с негабаритным грузом и объектами с острыми краями. Подходит для работы в условиях низких, высоких температур и с агрессивной химической средой.

Текстильные стропы

Наиболее универсальные стропы из всех видов — текстильные. В отличие от цепных, они весят значительно меньше, удобны при транспортировке и хранении. При этом обладают широким рядом конфигураций.

К текстильным стропам предъявляются требования к прочности и качеству изделий, они предписаны РД 24-СЗК-01-01. Среди указанных требований следующие:

  1. соответствие материалов минимальной и максимальной температуре поверхности груза;
  2. устойчивость к воздействию щелочей, кислот;
  3. материал не должен впитывать масла и жиры;
  4. коэффициент впитываемости не может превышать 4% и быть ниже 2%;
  5. при температуре свыше 170 ºС стропы не должны значительно деформироваться, возгораться.
Читайте также  Твердость по роквеллу таблица

Преимущества текстильных строп

Виды текстильных строп и их маркировка

Текстильные стропы делят на два вида: петлевые (СТП) и кольцевые (СТК). Первые представляют собой свободную ленту с двумя петлями на концах. Существует три способа их изготовления:

  1. Прошивание ленты без скручивания с изнаночной стороны.
  2. Скручивание на концах петель в кольца Мёбиуса. Ширина петли становится меньше, но увеличивается ее жесткость.
  3. Утолщение ленты путем сложения вдвое.

Кольцевые стропы изготавливают поперечным сечением овальной формы. Они хуже прилегают к поверхности груза, но удобны при перемещении неформатных длинных объектов.

Чтобы обхват груза был более мягким, стропы делают круглопрядными, они обозначаются СТКК.

Для удобства использования стропы комплектуют стальными кольцами, которые крепятся к подъемному механизму. Маркируют продукцию так: впереди стоящая цифра обозначает количество ветвей, например:

1СТК – одноветвевая стропа текстильная кольцевая,

4СТП – четырехветвевая стропа текстильная петлевая.

Они могут иметь разную длину, могут различаться по количеству слоев в ленте.


Виды текстильных строп

Понятный и простой способ маркировки текстильных строп — цвет. Им обозначается грузоподъемность ленты:

  • до 1000 кг — фиолетовый,
  • до 2000 кг — зеленый,
  • до 3000 кг — желтый,
  • до 4000 кг — серый,
  • до 5000 кг — красный,
  • до 6000 кг — коричневый,
  • до 8000 кг — синий,
  • до 10000 кг — оранжевый.

Канатные стропы


канатные стропы

Канатные стропы сочетают в себе гибкость и надежность. Они признаны самыми безопасными в среде крановщиков.


коуш

Стропы представляют собой стальной канат, для крепления на обеих сторонах имеются петли. На концах петель располагают коуши — это оправки различной формы. Они нужны для того, чтобы уменьшить износ каната, лучше распределить нагрузку, действующую на стропы. Их производят из низкоуглеродной стали и подвергают цементации.

Для производства самих строп используется проволока из высокоуглеродной стали. Все изготавливаемые изделия должны отвечать требованиям, предписанным в ГОСТ 25573 и РД 10-33-93. В зависимости от грузоподъемности стропы изготавливают из проволоки диаметром от 0,8 до 2,0 мм. Внутри каждой стропы проходит сердечник, он необходим для придания эластичности и выполняется из пеньки. Чтобы справиться с транспортировкой груза, температура которого свыше 400 ºС, сердечник изготавливают из стали. Значительно реже используют для этого асбест.

Преимущества канатных строп:

  • работа при температурном режиме от -45 до +40 ºС;
  • устойчивость к резким нагрузкам;
  • возможность ремонта;
  • постепенный износ;
  • гибкость.

К недостаткам относят большой вес изделий, невозможность использования при работе с хрупким грузом, ограниченность работы в агрессивной химической среде.

Виды канатных строп и их маркировка

Канатные стропы разделяют на ветвевые и петлевые. Первый вид состоит из нескольких ветвей, крепящихся к крюку. К петлевым стропам крюки не крепятся, их используют для фиксации и обмотки груза.

Для канатных строп используются следующие виды маркировок:

УСК-1 — канатный петлевой строп (универсальный прямой),

УСК-2 — кольцевой канатный строп (универсальный замкнутый).

Правила эксплуатации строп


стропы в коробке
подьем груза стропами

При выборе стропов необходимо ориентироваться на вес, с которым предстоит работать, а также особенности груза (симметричность формы, габариты, хрупкость). Важным параметром является температура, в которой будут проводиться работы и агрессивность среды.

Так как стропы должны гарантировать безопасность в работе с тяжелыми грузами, важно следить за их целостностью. Для этого необходимо регулярно проводить осмотр изделий для выявления дефектов. Если стропы используются ежедневно, то ревизию необходимо проводить не менее трех раз в месяц. Такая процедура предписана нормативными документами по эксплуатации.

На что обращать внимание при браковке:

В случае, если были найдены недопустимые для работы повреждения, материал признается бракованным. Такие изделия не подлежат ремонту и к работе не допускаются. Если же гарантийный срок не истек, стропы могут быть заменены у производителя.

Стропы от производителя

Изделия, выполненные по высоким стандартам, обеспечат надежное и безопасное проведение любых видов грузоподъемных и такелажных работ. «Пермский завод грузоподъемного оборудования» производит текстильные, цепные и канатные стропы грузоподъемностью до 3000 тонн.

Приобретайте стропы от производителя по низким ценам оптом и в розницу. Возможен выбор строп необходимой комплектации, изготовление заказа по индивидуальным параметрам. Наши консультанты готовы ответить на ваши вопросы! Позвоните нам или закажите звонок на сайте.

Текстильные стропы — из чего изготавливают, виды и преимущества

Для их изготовления используют прочные искусственные ткани (полиамид, полипропилен, полиэстер). Это по сравнению с металлическими позволяет значительно снизить вес, упростив применение строп на производстве. Кроме этого, выбор в их пользу имеет следующие преимущества:

  • минимальный занимаемый объем при хранении, транспортировке;
  • стойкость к воздействию агрессивных химических веществ;
  • хорошая гибкость и эластичность, что позволяет работать с хрупкими грузами;
  • стойкость к разрывам;
  • стойкость к температурным перепадам.

Для удобства использования в зависимости от грузоподъемности (она может достигать 10 000 кг) текстильные стропы окрашивают в разные цвета, что упрощает идентификацию. Также они отличаются между собой количество слоев ткани и длиной, позволяя подобрать оптимальный вариант для каждого конкретного случая.

Текстильные стропы делят на петлевые и кольцевые. Первые представляют ленту, у которой на двух концах расположены петли. Для получения последних используют следующие решения:

  • утолщение ленты методом ее складывания вдвое;
  • скручивание на концах в так называемое кольцо Мебиуса, что уменьшает ширину петли, но значительно увеличивает ее жесткость;
  • прошивание без последующего скручивания.

Кольцевые текстильные стропы имеют овальное поперечное сечение. Эта ухудшает прилегание их к поверхности, но позволяет проще перемещать негабаритные длинные грузы.

Стропы канатные

Канатные стропы — это металлические тросы с захватными элементами на концах. Стропы этой категории делятся на петлевые, кольцевые и одно- и многоветвевые прямые.

Для петлевых и кольцевых тросов на первом месте в аббревиатуре обозначения стоят буквы соответствующие их наименованию: ВК — ветвь канатная; СК — строп из круглопрядного каната. Далее идет буква, обозначающая тип стропа — П — петлевой, К — кольцевой. Затем следует число, обозначающее грузоподъемность стропа в тоннах и число, соответствующее длине стропа в миллиметрах. Затем идут буквы, обозначающие исполнение изделия: Во — волокнистый с органическими нитями, Вс — с синтетическими нитями, Вк — комбинированный; Вт — витой; Кск — со скользящим крюком; Пл — из плоского стального каната и др.

Таким образом, строп с обозначением СКП-6,3-4000-Пл — это строп канатный петлевой грузоподъемностью в 6,3 тонны длиной 4000 мм из плоского стального каната, а СКК-3,2-2000-Вт — строп канатный кольцевой грузоподъемностью 3,2 тонны длиной 2000 мм из витого круглопрядного каната.

У стропов ветвевых на первом месте условного обозначения стоит цифра, соответствующая количеству ветвей, соответственно: 1СК; 2СК; 3СК; 4СК — это одно-, двух-, трех- и четырехветвевые стропы. А условное обозначение 4CK-25,0-6000-Пл-ХЛ соответствует четырехветвевому стропу грузоподъемностью 25 т длиной 6000 мм из плоского стального каната для холодного климата. На рисунке 1 представлены основные условные обозначения для канатных стропов, а на рисунке 2 приведен пример маркировки изделия, предусмотренный нормативными документами, которая наносится на захват стропа и на все его элементы.

Читайте также  Марка стали р6м5

Рисунок 1

Рисунок 2

Виды текстильных стропов


Производятся из полиэстеровой ленты, защищенной специальной тканью. В сравнении с аналогичной продукцией стропы из текстиля обладают большей универсальностью. Текстильные приспособления не повреждают груз при его подъеме и перемещении, обеспечивают безопасность рук стропальщиков. Цвет продукции отражает степень нагрузки, на которую она рассчитана. Изделия мягкие, благодаря чему легко и компактно складываются, не боятся контакта с морской водой, большинством кислот, нефтью. Рассчитаны на применение в разных климатических условиях. Благодаря эластичности выдерживают повышенные динамические нагрузки. Используются с осторожностью при работе с грузами, имеющими острые кромки. Во время трения о поверхность продукции могут накапливать заряды статического электричества, из-за чего их запрещено использовать вблизи открытого огня. Существуют следующие разновидности текстильных стропов:

  • Ленточные (одно- и многоветвевые, петлевые и кольцевые). Используются для мягкого подъема и перемещения грузов, склонных к повреждению;
  • Круглопрядные (КСК, мягкие спансеты). Выполняются из высокопрочного полиэстерового кольцевого волокна, собранного в пучок в виде кольца, имеют защитный чехол из тканого материала высокой плотности. Используются для подъема и транспортировки тяжелых грузов (до 100 тонн), в том числе продукции, требующей деликатного обращения.

Маркировка круглопрядных и ленточных строп может быть следующая – СТК – текстильные кольцевые (имеют 1 или несколько слоев), СТП (петлевые кольцевые (из 1 или нескольких слоев), 1 СТ (одноветвевая текстильная продукция). На бирке указывается тип, длина и вид петли (кольца), грузоподъемность изделия.

Что такое стропы?

Стропы являются, пожалуй, самым распространённым видом грузоподъёмных устройств, присутствующим везде, где требуется поднять и переместить что-то тяжёлое. Каждый строп, по сути, представляет из себя обычный трос или канат с грузовым крюком на одном конце и скобой для крепления к подъёмнику на другом. Сам трос может быть:

  • текстильным или стальным;
  • также вместо него может использоваться цепь.

Стропы широко применяются в грузоперевозках, строительно-монтажных работах, сельском хозяйстве, различных видах промышленности и частном хозяйстве. В эксплуатации практически не зависят от климатических условий (влажности и температуры) и нуждаются лишь в минимальном обслуживании (очистке, смазке подвижных частей и.т.д.).

Перед появлением на полках строительных магазинов стропы проходят довольно жёсткую проверку в лабораторных условиях в целях выяснениях их соответствия или несоответствия предъявляемым нормам безопасности и государственным стандартам качества. Проведение подобного «экзамена» обязательно для любых моделей грузоподъёмных устройств – ведь от их надёжности зависит не только состояние груза, но и здоровье работников предприятия.

В зависимости от условий работы, высоты подъёма и характера грузов, подбирают канатные, текстильные или цепные стропы.

Канатные стропы

Стальные канатные стропы наиболее часто используются на стройплощадках при работе подъёмных кранов, лебёдок и талей. Сам трос изготавливается двумя методами: прессовкой алюминиевой втулкой, либо заплёткой вручную, при соблюдении соответствующих норм безопасности. Толщина и материал троса подбираются в соответствии с массой и габаритами груза, с которым планируется взаимодействие, а также его стабильность и равномерность расположения точек строповки. Также возможно количество ветвей стропа – чем их больше, тем равномернее будет идти подъём. Отношение запаса прочности стропа к максимальному расчётному усилию на него должно составлять примерно 6-6,5.

Также канатные стропы различаются по типу выполнения концов каната – либо заплёткой, либо опрессовыванием алюминиевой или стальной втулкой. Следует быть готовым к тому, что при долгих и интенсивных работах концы могут расплестись, что может привести к возможным ранам при техническом обслуживании оборудования.

В стандартной комплектации стропа должны присутствовать несколько съёмных крюков и захватов, а также закрепительных скоб. К ним также предъявляются определённые требования безопасности – гибкость, устойчивость к нагрузкам, в том числе – резким, термо- и коррозиестойкость. Тем не менее, данные элементы со временем будут изнашиваться и разрушаться, вследствие чего важно вовремя проводить диагностику и выявлять возможные дефекты.

Сами тросы тоже изнашиваются довольно быстро, если сравнивать их с другими моделями. Также не рекомендуется использовать данный тип строп при работе с агрессивными химическими соединениями и соответствующей среде.

Существуют следующие виды канатных строп:

  • петлевой строп – как ясно из названия, имеет на своих концах петли с алюминиевой стяжкой или пневматическим зажимом на конце. Не отличается надёжностью, поэтому применяется только при подъёме маловесных грузов. Очень дёшев;
  • кольцевой строп – представляет из себя замкнутую конструкцию со спаянными концами. Дополнительно оборудуется одним или несколькими рабочими крюками и скобами для крепления к крану. Более надёжен, чем петлевой, хотя при поломке провести ремонт стропа возможна лишь при наличии специального оборудования. Если соответствующих условий нет, придётся покупать новый;
  • доноветвевой строп – представляет из себя стандартную модель канатного стропа с рабочим крюком и закрепительной скобой. Используется при подъёме малогабаритных грузов; для более крупных объектов можно использовать несколько подъёмников;
  • двухветвевой строп – конструкция, состоящая из двух одноветвевых стропов, закреплённых на одной скобе. Применяется при подъёме грузов с двумя точками строповки, в том числе расположенных на разных уровнях;
  • четырёхветвевой строп – аналогично предыдущему состоит из четырёх строп, крепящихся к одной широкой скобе. Оптимален для подъёма грузов крупных и нестандартных габаритов, а также со смещённым или неравномерным центром тяжести;
  • универсальный или комбинированный строп – конструкция, имеющая на концах петлю и крюк, либо петлю и скобу. Изготавливается, как правило, на заказ. Также может представлять из себя модификацию кольцевого троса с различной длиной, растяжимостью и количеством рабочих точек.

Текстильные стропы

При всех своих плюсах, канатные стропы постепенно отходят на второй план, так как отличаются малой эластичностью и быстро изнашиваются. Сегодня наиболее популярным видом строп считаются именно текстильные модели – благодаря своей лёгкости, растяжимости, удобству использования и низкой цене.

Чаще всего текстильные стропы используют при работе с наиболее хрупкими грузами, вне зависимости от их размеров и массы. Длина стропа позволяет охватить весь груз (или контейнер) целиком, что предотвращает возможность каких-либо случайных движений и столкновений с другими предметами. В строительстве и разгрузочно-погрузочных работах такой вид оборудования используется для перемещения крупногабаритной старинной мебели, музыкальных инструментов и элементов строительных коммуникаций – в том числе, недавно окрашенных.

Минимальная ширина текстильного стропа составляет 25-30 см, а длина может доходить до нескольких метров; на обоих концах стропа располагаются регулируемые петли с металлическими зажимами. Материал изготовления – прочная растяжимая синтетическая ткань ленточного или круглого плетения. Толщина плетения может разниться, что позволяет подобрать тот вариант стропа, который окажется наиболее оптимален для выбранных Вами работ.

Каждый строп дополнительно комплектуется специальным чехлом, который используется при перемещении хрупких и легкоповреждаемых грузов во избежание появления возможных следов или царапин. Чехлы также не пропускают влагу и способствуют сохранению самих строп от износа и истирания – а следовательно, их долговечности.

Подводя итог, выделим следующие преимущества использования текстильных строп:

Цепные стропы

Цепные конструкции, по сути, представляют из себя своеобразный «мост» между канатными и текстильными тросами – они отличаются значительно большей гибкостью и устойчивостью к нагрузкам по сравнению с канатными, но при этом менее компактны и удобны, чем текстильные. Благодаря своей подвижности цепные стропы считают наиболее универсальными для выполнения различных видов строительных, погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ в любых температурных условиях (даже в открытом огне).

Читайте также  Какая гейзерная кофеварка лучше алюминиевая или стальная

Цепные стропы не только удобны, но и безопасны в эксплуатации, так как не имеют острых поверхностей. Также данный вид конструкции наиболее прост в ремонте – при необходимости повреждённое звено просто убирается, элементы цепи скрепляют и работа продолжается. При скреплении используются специальные зажимы и сварочные швы. Понятно, что похожим образом нельзя починить ни канатные, ни текстильные стропы.

Условия хранения

Хранить стропы в промежутках между использованием следует в сухих помещениях в висячем положении, вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов.

Перед размещением на хранение СИЗ должны быть очищены от загрязнений и просушены. Хранение средств индивидуальной защиты в одном помещении с горюче-смазочными материалами категорически запрещено.

При длительном хранении необходимо регулярно производить смазку подвижных элементов. Гарантийный срок хранения/эксплуатации составляет 3-5 лет.

При эксплуатации в экстремальных условиях срок службы сокращается до одного применения. К таковым относятся работы при экстремальных температурах, предельно допустимых нагрузках, в контакте с агрессивными химическими веществами или острыми гранями.