Как сделать подбой крыши – способы отделки карниза кровли

Как сделать подбой крыши – способы отделки карниза кровли

Построить качественную и долговечную крышу – довольно сложно, поскольку этот процесс требует соблюдения многих строительных норм. В частности, необходимо, чтобы кровля не только защищала от холода и осадков, но и обеспечивала вентилирование чердачных помещений. При этом каждый хозяин стремится сделать свой дом красивым, а чтобы крыша приобрела законченный вид, все карнизы необходимо подшить, обеспечивая тем самым защиту от ветра и влаги. В данной статье речь пойдет о том, как сделать подбой крыши, и какие материалы при этом можно применять.

Функции

Подбоем крыши называют подшивку карнизных и фронтонных свесов, которая закрывает их нижнюю поверхность, незащищенную гидроизоляционным материалом от попадания атмосферной влаги, холодного воздуха. Подшивка карнизов производится во время производства кровельных работ и является их обязательной операцией. В конструкции крыши подбой несет следующую функциональную нагрузку:

  1. Предотвращает попадание атмосферной влаги внутрь стропильного каркаса. Нижняя поверхность концов стропильных ног, которые формируют карнизные свесы, не защищается гидроизоляционным материалом и кровельным покрытием. Поэтому на них может попадать и оказывать негативное влияние атмосферная влага или вода при интенсивном таянии снега.
  2. Защищает верхнюю часть стен от грязи и воды. Вода, смешанная с грязью, стекает с поверхности ската, результате чего брызги могут попадать на стены, пачкая их отделку и портя внешний вид здания.
  3. Не дает птицам гнездится под свесом крыши. Карниз является излюбленным местом гнездования птиц, которые выдергивают термоизоляцию из кровельного пирога, а также часто мешают обитателям дома громким шумом.
  4. Закрывает неприглядную «изнанку» стропильного каркаса.

Обратите внимание! Аккуратно пошитые карнизы, цвет которых совпадает с оттенком кровельного материала или гармонирует с элементами водостока, гармонично дополняет внешний вид всего здания, делая его законченным и цельным.

Материалы

Раньше, в то время, когда ассортимент строительных магазинов не отличался таким разнообразием, для подшивки карнизных и фронтонных свесов употреблялись обрезки, оставшиеся от кровельных работ. Подбой для крыши из обрезок досок смотрелся не через чур эстетичным, помимо этого он не служил долго. на данный момент мастера для подшивки значительно чаще применяют:

  • Вагонку. Классическим вариантом для обшивки карнизных свесов есть вагонка из различных пород древесины. Сосновые пиломатериалы легко монтируются, создавая воздухопроницаемый барьер, который не пропускает атмосферную влагу вовнутрь стропильного каркаса. Недочётом этого метода подбоя есть то, что древесина подвержена гниению из-за действия жидкости.
  • Профнастил. Подшить карниз крыши возможно посредством остатков профнастила. Данный материал прекрасно защищает от действия жидкости, он устойчив к коррозии. Но, работать с этим материалом достаточно сложно и некомфортно. Помимо этого, кривые края, остающиеся по окончании среза, выглядят неэстетично.
  • Сайдинг. Подбой для крыши возможно посредством сайдинга. Этим термином обозначают панели из металла либо пластика. Обшивка посредством сайдинга выглядит бережно, эстетично, монтаж производится легко. Недочётом этого метода есть то, что данный материал не пропускает воздушное пространство, почему в подкровельном пространстве не происходит загнивание древесины и циркуляция воздуха.
  • Софиты. Софитами именуют особые перфорированные панели, применяемые в качестве подбоя карнизных и фронтонных свесов. Они кроме этого как сайдинг изготавливаются из металла либо пластика. Благодаря сквозной перфорации софиты снабжают хорошее вентилирование подкровельного пространства.

Принципиально важно! Производится пара видов софитов, каковые отличаются по степени перфорирования. Всецело перфорированные модели употребляются для подшивки нижней поверхности свесов, на них отверстия находятся по всей поверхности. Кроме этого возможно применять софиты с центральной перфорацией, у которых лишь центральная секция с отверстиями.

Некоторые нюансы выполнения подбоя ↑

    Карниз к подбою нужно подготовить. Подготовительные работы начинают после установки стропильного каркаса на этапе набивки обрешетки. Ширина подбоя должна быть одинаковой по всему карнизу, поэтому концы стропил при необходимости отпиливают, расположив их параллельно плоскости стены. На линию, сформированную после отпиливания, крепят первый элемент обрешетки и подбоя. Подшивку рекомендуется выполнять после утепления стены, иначе увеличатся теплопотери, поскольку верхняя часть стены так и останется неутепленной. Особенно это важно при параллельном способе подбоя.

Важно правильно выбрать технику подшивки.

    Если крыша имеет незначительный уклон целесообразнее подбивать карниз под тем же углом, что и скат. Отделку набивают непосредственно на стропила вдоль карниза. При этом их нижние концы должны лежать на одной прямой. Чтобы выровнять подбивку, сначала нужно точно установить элементы отделки по краям, расположив их в одной плоскости. Затем начинают установку остальных элементов, следуя направлению шпагата, натянутого между крайними элементами. Скаты крыши могут сопрягаться под углом, тогда планки подшивки крепят к угловой стропильной ноге с двух сторон.
    При параллельном (горизонтальном) подбое для подшивки нужен каркас. Его собирают от конца стропильных ног к стенам. В месте соприкосновения кровельных скатов кровли доску вместо установки ребром ставят плашмя. Таким образом получают не зависящую от стены жесткую конструкцию. Крепление рекомендуется выполнять при помощи металлических пластин из металла. Закрепить вагонку, профлист либо доску можно надежнее, если фиксировать их на два и более шурупа. Подбой из деревянных деталей нуждается в защите от всевозможных атмосферных воздействий. С этой целью на них наносят защитные покрытия, покрыв их качественными антисептиками и лакокрасочными составами. Обработку следует производить в сухую, неветряную погоду. Долговременной сохранности подшивки будет способствовать обустройство системы водостока. Крыша должна «дышать», вот почему подбою необходимо обеспечить вентиляцию.

МОНТАЖ СОФИТОВ: ЭТАПЫ УСТАНОВКИ

Монтаж осуществляется в два основных этапа:

  • Устройство каркаса карнизных и фронтонных свесов. Он изготавливается из обрезных досок, к нему впоследствии будут прикрепляться пластиковые или металлические панели. Этот процесс требует ответственности, так как от него зависит успешность монтажа.
  • Монтаж направляющих профилей и крепление панелей. Это не очень сложная работа, но необходимо знать большое количество нюансов, чтобы кровля была по-настоящему прочной и долговечной. Важно точно сделать разметку, правильно определить расстояние между креплениями, не забыть про технологические зазоры нужного размера.

Подшив карнизов крыши – зачем это нужно

Грамотно спроектированный карнизный свес способствует циркуляции воздуха в чердачном пространстве. В случае, если свес плотно забить доской и не оставить пространства для поступления воздуха, вентиляция крыши осуществляться не будет.

Если же подшивку не делать – под кровлю беспрепятственно залетят птицы, насекомые, проникнут мыши, а стропила постоянно будут находиться под воздействием влаги от атмосферных осадков. Кроме того, ветер, при отсутствии защиты кровли, может сорвать кровельный материал при сильных порывах (при открытых карнизах крыша будет играть роль паруса).

Кроме функциональных преимуществ, подшитые свесы придают кровле законченный внешний вид, а правильно подобранный материал и цвет софитов будет подчеркивать красоту строения.

Как выбрать материалы для подшивки

Если вы планируете обшить кровлю своими руками, вопрос о выборе материалов остается одним из самых важных, ведь от этого зависит прочность, долговечность и надежность конструкции.

Структура листа профнастила.

Читайте также  Профлист с44

Современный строительный рынок не чувствует дефицита подобных материалов, но выбирать их следует с учетом того, что кровля подвергается воздействию внешних факторов. Поэтому пластик отклоняйте сразу, поскольку он быстро утратит эстетичный вид, а отделочные роботы скоро понадобятся опять.

Навес и сам карниз можно отделать своими руками вагонкой из дерева, ассортимент которой удовлетворит даже самого требовательного покупателя. Хотя такая конструкция и обойдется дороже, но послужит вам дольше верой и правдой, особенно если правильно за ней ухаживать в процессе эксплуатации.

В последнее время часто используют металлический профнастил, выполняемый из того же

материала, что и вся кровля. Таким образом, в результате получаем надежную и прочную по всей площади конструкцию. Самый востребованный цвет профнастила – белый, ведь при обшивке кровли речь идет не только о прочности и надежности, но и эффектном внешнем виде. Этот материал также не подвержен силе ветра, если все работы осуществить правильно, а подбой своими руками можно сделать на значительной площади.

Подшивка крыши профнастилом.

Металлический профнастил можно сочетать с лепным карнизом, таким образом можно добиться хорошей вентиляции кровельной установки, чтобы использовалась одна лишь лепка. Виниловый сайдинг также может оказаться хорошим материалом для отделочных работ, кроме того, его легко монтировать даже своими руками, он довольно прочный и легкий, не теряет внешнего вида на протяжении длительного времени.

Именно для отделки крыши выпускаются также специальные софиты, выполненные в виде алюминиевых пластин с заводской перфорацией. Не позабыли строители и о дощатом подбое крыш, который, если его покрыть специальным лаком, не уступает в долговечность современным материалам. Но дерево должно быть сухим, а всей кровельной конструкции потребуется обеспечить вентиляцию посредством установки вентиляционных решеток.

Из инструментов вам будут необходимы:

  • уголки и пластины из металла;
  • ножовка;
  • шурупы и шуруповерт;
  • леса и веревка;
  • уровень.

Как правильно утеплить крышу в деревянном доме из бруса

Прежде чем утеплять крышу, домовладелец должен понимать с какой стороны будет проводиться эта работа. Крышу можно утеплить и снаружи, и изнутри. Исходя из этого, можно будет решить какой утеплитель лучше для крыши.

Но необходимо понимать, что внутреннее утепление сопряжено с рядом сложностей. Наружное утепление проще, но надо запастись средствами для выполнения работы на высоте.

После выбора способа утепления необходимо подготовить все необходимое:

Выполнить сектора, по виду, это обрешетка, ее ширина должна иметь такие размеры, которые позволят уложить и утеплитель, гидро и пароизоляцию. Кроме этого необходимо иметь под руками скотч, степлер. То есть можно сказать при проведении соответствующей подготовки утепление крыши не такая и сложная операция.

Процедура утепления выглядит примерно следующим образом.

После того, как стропильная система построена, ее обрешетку необходимо обить доской. В результате должна получиться конструкция, состоящая из множества ячеек, которые предназначаются для укладки утеплителя.

Перед укладкой полученную конструкцию необходимо обработать пропиткой. Затем, на дно коробов необходимо устроить пароизоляцию крыши, можно использовать, например, диффузионную мембрану. И только затем укалывают утеплитель. Его размеры должны быть чуть больше чем размер ячеи, в которую будут его укладывать.

Если вместо минваты или пенопласта будет использоваться сыпучий утеплитель, то его надо сначала приготовить. В качестве основы могут быть использованы опилки, в которые можно добавить цемент. Порядок укладки выглядит так. Короб для отеплителя, в который уже положена парозащита, закрывается досками и таким образом будет образована полость, куда смесь и засыпают.

При выполнении работ по утеплению изнутри, все работы выполняют в обратном порядке.

Как организовать карнизную вентиляцию

И при холодном чердаке, и при мансардном этаже крыше нужна вентиляция. Как правило, приток воздуха организуют через карнизы, а выход — через вентиляционный конёк или точечные аэраторы. Этот воздушный поток обеспечивает испарение влаги с внутренней поверхности обрешётки либо (в конструкции мансардной крыши) с гидроизоляционного ковра на утеплителе.

Есть два основных варианта устройства приточной карнизной вентиляции. Первый заключается в установке металлической перфорированной ленты или планки (то и другое выпускается производителями металлочерепицы) на ветровую доску. Способ требует от строителей большого опыта и точного расчёта, так как при провисании кронштейнов водосточных желобов или образовании наледи на водостоках вентиляционные отверстия могут быть перекрыты.

Второй вариант — приток через перфорированные пластиковые или металлические софиты. Ранее нередко просто оставляли щели между досками, но при этом под кровлей неизбежно селились осы и другие летающие насекомые.

Суммарная площадь вентиляционных кровельных отверстий (карнизных и коньковых) должна быть не менее 1/150 площади горизонтальной проекции кровли.