Принципиальная Электрическая Схема Шуруповерта

Принципиальная Электрическая Схема Шуруповерта

Теперь придется воспользоваться паяльником и отпаять два элемента друг от друга, как показано на рисунке. Устройство шуруповерта: 1 — регулятор оборотов с реверсом, 2 — электродвигатель, 3 — редуктор.


Резистор Rx задаёт наибольший ток.

На графике показано, как во время заряда меняется температура элемента temperature , напряжение на его выводах voltage и относительное давление relative pressure. Она умеет отслеживать параметры батареи и при необходимости снижать ток автоматически.
ДЕЛАЕМ ПРОСТОЕ ЗАРЯДНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АКБ с авто выключением при полном заряде

Подача электрического сигнала непосредственно на ротор двигателя осуществляется через коллектор. Далее нужно аккуратно собрать кнопку шуруповерта, установить на место и протестировать.

Когда случилась поломка, я находился по своим делам в Оренбурге и поэтому обратился в сервисный центр по ремонту там.

Сменный аккумулятор.

Довольно миниатюрный размер этого узла инструмента достигается при помощи микропленочной технологии.

Производим визуальный осмотр состояния кнопки на предмет наличия грязи и повреждений.

ремонт шуруповёрта, замена кнопки включения своими руками

Последовательное-и параллельное соединение элементов

Аккумулятор шуруповерта состоит из отдельных элементов. Электрическая цепь таких элементов может иметь схему как параллельного так и последовательного соединения (рис.2).

Проверить исправность элементов можно выполнить после определенного времени их зарядки, то- есть, проверяется наличие напряжения на каждом элементе, либо батареи в целом. Если при измерении напряжения элемента, значение на дисплее прибора «мультиметр» будет составлять меньший показатель (к примеру, не 1,2В, а 0,8В),- значит в данном элементе в процессе эксплуатации утеряны электрохимические свойства. Такие элементы подлежат своей замене. Электрохимические элементы для батареи (фото 2)

нужно подбирать в соответствии с их техническими характеристиками, то-есть, по напряжению и силе тока. Показатель на корпусе извлеченного элемента батареи к примеру составляет:

  • напряжение: 1,2В;
  • сила тока: 1200mA — 2900mA,

— следовательно, необходимо подбирать элементы именно с такими показателями. Соединение элементов между собой

выполняется перемычками (фото 3). При такой замене, Вам понадобится паяльник, паяльное олово и паяльная кислота.

Как проверить шуруповерт

В данной теме приведен пример из собственной практики.

Итак, перед нами на фотоснимке изображен шуруповерт Bort.

Первоначально, чтобы найти неисправность шуруповерта, можно проверить общее сопротивление его электрической схемы.

Перед проверкой, кнопку пуска необходимо включить, то есть закрепить кнопку, как это показано на фотоснимке (фото 4).

Затем, прибором Мультиметр измерить сопротивление электрической схемы шуруповерта (фото 5).

Для этого, прибор Мультиметр устанавливается в диапазон измерения сопротивления, затем щупами прибора прикасаемся к выведенным контактам (на рукоятке) шуруповерта, как это показано на фотоснимке (фото 5), при измерении дисплей прибора указывает на сопротивление, которое не сопоставимо для работы данного электроинструмента. Значение сопротивления здесь составляет показатель — короткого замыкания. По показанию дисплея прибора видно, что данный шуруповерт неисправен. Но нам надо установить конкретную причину, — в чем заключается неисправность?

Чтобы найти причину неисправности, — необходимо разобрать шуруповерт и проверить схему электрических соединений (фото 6).

Схема шуруповерта

В данной электрической схеме как мы можем заметить, — состоит транзистор.

Транзистор установлен на металлической пластине (фото 7), служащей для отвода тепла при нагревании. Проверяется транзистор на наличие сопротивления, между переходами (эмиттер — коллектор — база). Чтобы проверить транзистор и не заострять свое внимание на типе транзистора (n-p-n, p-n-p), две любые ножки транзистора проверяются в обеих направлениях.

Таким способом было установлено отсутствие проводимости между коллектором и базой транзистора. Но в следствии чего мог выйти из строя транзистор? Проводим диагностику для отдельных электрических соединений, а именно, для электродвигателя шуруповерта (фото 8).

На фотоснимке указано недопустимое значение сопротивления для электродвигателя (фото 8). В чем же именно состоит причина неисправности электродвигателя? Смотрим дальше.

Электродвигатель шуруповерта — коллекторный, работающий от постоянного тока. На торцевой части крышки электродвигателя расположены графитовые щетки (фото 9). Графитовые щетки в данном примере, в хорошем состоянии. Здесь также нужно проверить проводимость контактных соединений (провод — щетка).

Ротор электродвигателя состоит из обмоток (фото 10), соединенных между собой последовательно. Статор электродвигателя представляет из себя постоянный магнит с двумя полюсами, то есть статор электродвигателя не имеет обмоток.

В этом Вы можете убедиться, — корпусом электродвигателя притягиваются металлические предметы (фото 11).

Из этого можно сделать вывод, что в неисправности электродвигателя наблюдается пробой изоляции между проводами обмоток ротора.

Ну вот и установлена причина поломки шуруповерта, состоящая в неисправности:

  • транзистора;
  • обмоток ротора электродвигателя.

Остается только заменить соответствующие детали.

Инструменты и материалы

Электрическая схема кнопки шуруповерта.

Разумеется, перед тем как приступить непосредственно к проведению ремонтных работ, стоит в обязательном порядке подобрать все самые необходимые инструменты и материалы. К таковым можно отнести:

  • нож;
  • плоскую отвертку;
  • крестовую отвертку;
  • паяльник с канифолью и припоем;
  • вату.

В основном это все инструменты и материалы, которые могут понадобиться для проведения работ. Список не такой уж и большой. Все это может быть дома у любого мужчины.

Электрическая часть

Основу электрической части инструмента составляет малогабаритный электродвигатель коллекторного типа. В сетевых устройствах применяется двухфазный электродвигатель переменного тока на напряжение 220 В с запуском через пусковой конденсатор. В инструменте аккумуляторного типа используется электродвигатель постоянного тока.

Виды насадок для шуруповерта.

Питание электродвигателя осуществляется из сети или от аккумуляторной батареи. При сетевом варианте инструмент снабжен шнуром с вилкой, которая напрямую включается в сетевую розетку. Питание постоянным током осуществляется от аккумулятора, представляющего собой набор элементов, размещенных в одном корпусе. Выходное напряжение аккумулятора определяет мощность устройства. Чаще всего, в шуруповертах используются литий-ионные (напряжение 3,6 В) и никель-металлогидридные, никель-кадмиевые (1,2 В) элементы. Выходное напряжение разных аккумуляторов может находиться в пределах 3,5-36 В, но наиболее применимый диапазон 9,5-14,4 В. Важным показателем аккумуляторного источника питания является емкость, которая ответственна за продолжительность эксплуатации. Эта характеристика обычно находится в пределах 1,2-3,5 А ч.

Схема подключения кнопки сверла. Как решить проблему?

К сожалению, вам будет недостаточно проверить работу инструмента тестирования, потому что большинство кнопок на устройстве оснащены бесступенчатой ​​регулировкой скорости, и поэтому обычный тестер может дать вам неверные данные. В этом случае вам понадобится специальный контур для подключения кнопки сверления. Часто в инструментах один провод подключается к проводу, и поэтому одновременное нажатие кнопки приводит к вызову клемм. Если загорается индикатор, кнопка в порядке, но если вы заметили неисправность, пришло время заменить кнопку.

При замене помните, что схема может быть простой или обратной. В связи с этим все работы по замене кнопки должны проводиться исключительно по схеме, без добавления чего-либо «своими силами». Следовательно, деталь должна соответствовать размеру и мощности инструмента. В то же время подсчет мощности. Довольно простая задача. Мы используем формулу P = UI (учитывая, что мощность сверла составляет 650 Вт), I = 2,94 A (650/220), поэтому кнопка должна быть 2,95 A.

Схема Подключения Кнопки Шуруповерта

Ремонт дрели есть вариант проводить и своими сотрудниками, главное, знать предпосылки поломок и способы их «лечения». Сейчас будем вести разговор что же на самом деле, как смотрится схема подключения кнопки дрели, не обойдем вниманием и другие неисправности, поэтому вам придется являться счастливым владельцем работающего инструмента.

Читайте также  Принцип работы поршневого насоса

1 Вероятные неисправности инструмента – проводим ремонт сами

Если ваш инструмент стал работать ужаснее, либо совсем не стал делать свои прямые обязанности, настало время диагностировать неисправности и попытаться имея его совладать. Поначалу проверяем провод на предмет наличия повреждений и напряжение в розетке, с какой целью туда есть вариант включить хоть какое другое устройство – телек либо чайник.

Если вы осматриваете устройства, работающие от аккума, их необходимо проверить с применением тестера – так напряжение, обозначенное на корпусе, обязано иметь аналогичное значение с напряжением аккума.

Если напряжение меньше, придется поменять батареи на новые. Если аккумулятор нормально работает, электропитание в норме, отыскиваете препядствия в аппаратной части. Самыми частыми поломками считают:

  • Трудности со службой мотора;
  • Износ щеток;
  • Задачи со службой кнопки.

Зная, как происходит подключение кнопки электродрели, есть вариант стремительно решить неисправность. Сегодня, неувязка со службой дрели может появляться и по причине запыленности инструмента, ведь дрель «берет» и дерево, и кирпич, и другие материалы. А это означает, для вас позаботьтесь что, чтоб очищать устройство после каждого использования – только так конечно понизить риск сбоев при работе по причине с загрязненностью инструмента. Конкретно поэтому когда вы провели ремонт в квартире, сразу чистите дрель.

Ремонт шуруповерта


2 Схема подключения кнопки дрели – как поправить делему?

Нередко, чтоб проверить работоспособность инструмента, для вас будет недостаточно тестера, что связано затем, что основная доля кнопок устройства обустроены плавной регулировкой скорости, если обыденный тестер дает для вас неправильные данные. В этом случае необходимо особая схема подключения кнопки дрели. Нередко в инструментах один провод соединен с клеммой, если одновременное нажатие на кнопку приводит к прозвону клемм. В этом случае, если лампочка загорелась, с кнопкой хороший период, однако если вы замечаете неисправность – настало время подменять кнопку.

Осуществляя смену, учитывайте, что схема вам больше понравятся как обычный, так и с реверсом. По этой причине проводить работы по подмене кнопки необходимо только по схеме, ничего не добавляя «от себя». Так, деталь должна подходить по размеру и соответствовать мощности инструмента. При всем этом подсчет мощности – довольно обычное занятие. Используем формулу P=UI (учитывая, что мощность дрели равна 650 Вт), I = 4.5.94 А (650/220), а это означает, и кнопка подойдет на 2.4.95 А.


3 Как подключить кнопку дрели без помощи других?

Вопреки тому, что процесс Такой является довольно сложным, можно всю работу провести самостоятельно, соблюдая некие принципиальные правила. К примеру, помните, что открытие корпуса приводит для того, что нашему клиенту остается детали и плохо закрепленные запчасти просто выпадут из корпуса. Чем, этого следует избежать, ведь позже будет не возможно собрать устройство воедино. Для этой цели можно плавненько поднять крышку, отметив четкое размещение запчастей на бумаге.

Как правильно подключить реверс После ремонта шуруповёрт крутится только в одну сторону

Кнопка ремонтируется так:

  • Поначалу подцепляются фиксаторы для кожуха, далее он осторожно стягивается;
  • Нашему клиенту остается проржавевшие и потемневшие клеммы очищаются от нагара, с какой целью используются спирт либо наждачную бумагу;
  • Поновой собираем инструмент, следя за тем, чтоб что остается сделать нашему клиенту детали устройства находились на собственном месте, и проверяем работоспособность дрели – если ничего не поменялось, меняем деталь;
  • Регулятор оборота заливаем посредством компаунда, если по готовности из строя детали просто ее заменяем;
  • Нередкой поломкой является стирание рабочего слоя под реостатом – его лучше не чинить, просто напрасно потратите время, лучше приобрести новый и сменять.

    Многих интересует, где взять схожую схему? В первую очередь, она происходит совместно с инвентарем при его покупке, но если схемы нет, или вы ее утеряли, придется выискать в вебе. Только с ее помощью не представит труда провести ремонт хорошо, без ошибок. К месту сказать, кнопка регулятора оборотов и кнопка реверсного управления размещены в различных местах, если и инспектировать их придется раздельно.


    4 Проверка электродвигателя: предпосылки поломок и ремонт

    Существует несколько обстоятельств поломок якоря либо статора дрели. Сначала, это неученая эксплуатация устройства. К примеру, наверное юзеры просто перегружают инструмент, осуществляя работу без перерыва. Это приводит для того, что движок дрели не успевает «отдохнуть». Второй причина кроется в нехорошем моточном проводе, которые нередко встречаются в дешевеньких моделях. Конкретно поэтому поломки дешевеньких инструментов встречаются существенно почаще. Ремонт в данном случае необходимо проводить с применением спец инструмента. И будет лучше, если вы доверите эту работу проф спецам.

    Замена кнопки на шуруповерте

    Но если было решено выполнить ремонт своими руками, у вас непременно возникнет вопрос – как всё сделать верно? Теперь вам понятно, электронная дрель «страдает» поломками якоря и статора, и проверить это можно несколькими признаками, к примеру, когда во время работы инструмент вдруг искрит. Напротив «ярких» признаков нет, сможете пользоваться омметром.

  • Поначалу осторожно разбираем корпус устройства;
  • Снимаем провода все внутренние детали;
  • После выяснения обстоятельств поломки меняем запчасть на новейшую, корпус опять закрываем.


    5 Как сменять щетки: работа за несколько минут

    Увы дрель может не работать и по причине очевидных дефектов – к примеру, по причине щеток снутри мотора. А это значит, без ремонта щеток тут никак не обойтись, одновременно работа эта довольно обычная – для вас даже не надо владеть особыми познаниями и инструментами. Для этой цели вам разбираем устройство, извлекаем с его применением щеткодержатели и меняем детали, которые поломаны. К месту сказать, есть модели, корпус которых есть вариант не разбирать – здесь необходимо просто удалить особые заглушки через установочное окошко, потом сменяем щетки.

    Видите ли, есть различные поломки, наверное где будут подчиненны для вас, другие будут посильны только спецам в сервисных центрах. И чтоб понизить риск таких поломок, необходимо беречь свое инструменте, чистить его после работы, инспектировать состояние деталей и щеток, чтоб впору сменять их на новые. Но если видите, что сами совладать не можете – несите устройство в мастерскую.

    Причиной для ремонта послужила нестабильная работа кнопки включения. При полном нажатии двигатель шуруповерта переставал работать.

    Для диагностики неисправности необходимо разобрать корпус шуруповерта. Для это снимаем аккумулятор, плоской отверткой снимаем декоративную накладку на корпусе (под ней находятся винты крепления корпуса). Фиксируются накладки на пластиковых застежках, которые довольно легко ломаются.

    Отверткой с крестообразным шлицем откручиваем винты крепления корпуса (в нашем случае 8 винтов) и аккуратно разбираем корпус.

    При вскрытии видно, что силовой транзистор оплавлен. Транзистор участвует в схеме плавного регулирования оборотов шуруповерта. При полном же нажатии кнопки цепь питания двигателя замыкается напрямую, обеспечивая работу на полную мощность. Скорее всего проблема именно в кнопке.

    Необходимо убедиться в исправности двигателя. Для этого отсоединим два провода питания двигателя от кнопки, вытянем их и нажмем узкой плоской отверткой на пружинный контакт кнопки.

    Читайте также  Струбцина фото

    Для того чтобы добраться до второго провода, вынимаем контакты аккумулятора и кнопку из пазов в корпусе шуруповерта.

    Подключаем двигатель шуруповерта к контактам аккумулятора (полярность не важна). Проверяем вращение.

    В случае если двигатель исправен, необходима замена кнопки. Важно подобрать кнопку именно под данный шуруповерт, поскольку по размерам не все кнопки могут стать в пазы. Кнопка продается в комплекте с клеммами аккумулятора и транзистором.

    Производим подключение новой кнопки.

    Для этого подключаем двигатель в клеммы кнопки. На данном этапе полярность подключения не важна.

    Подключаем аккумуляторные контакты новой кнопки к аккумулятору.

    Нажимаем кнопку и проверяем направление вращения двигателя. Обращаем внимание на положение рычага переключения направления. Это необходимо для того, чтобы подобрать привычное для вас положение кнопки выбора направления вращения. Если положение не соответствует, достаточно поменять два провода от двигателя между собой местами.

    Собираем корпус шуруповерта в обратной последовательности. Вдеваем пластиковый толкатель в его паз и соединяем его с рычагом кнопки. Устанавливаем контакты аккумулятора в паз корпуса.

    Устанавливаем транзистор с алюминиевой пластиной в паз.

    Аккуратно размещаем провода в корпусе, учитывая все пазы и защелки. Это необходимо для того, чтобы в процессе обратной сборки не перебить провода. Корпус должен легко и без усилий собраться.

    Закручиваем винты крепления корпуса с небольшим усилием и устанавливаем пластиковую накладку.

    Основные неисправности

    Существует несколько причин, по которым может не работать шуруповерт:

    • неисправность аккумулятора;
    • вышли из строя щетки;
    • неисправность кнопки.

    Схема зарядного для шуруповерта.

    Для того чтобы проверить работоспособность аккумуляторов, необходим использовать тестер. Перед этим необходимо посмотреть в его характеристиках, какое должно быть напряжение на зажимах. Есть 2 способа: можно полностью заменить аккумулятор либо провести его ремонт и заменить элементы, что вышли из строя.

    Замена элементов аккумулятора целесообразна в том случае, если у вас есть еще один нерабочий аккумулятор, из которого их можно взять. Если же покупать несколько новых элементов, то их цена может сравниться со стоимостью нового аккумулятора.

    Причина неисправности может быть и в зарядном устройстве. Его также надо проверить на работоспособность. На выходе зарядного устройства напряжение должно быть на 2 В выше номинального, проверяется оно также при помощи тестера.

    Восстановление работы кнопки реверса и включения

    Схема кнопки шуруповерта.

    Перед тем как проводить восстановление работы указанного электроинструмента, надо проверить работоспособность его указанных элементов.

    При проведении ремонта необходимо быть внимательным и запоминать последовательность выполнении работы, чтобы затем можно было все собрать обратно. После того как вы отсоедините аккумулятор, надо разобрать корпус шуруповерта, установить батарею на место и проверить наличие напряжения на кнопке включения, если оно есть, то батарею отключаем.

    Так как кнопки очень интенсивно используются, она чаще всего подвергается износу. Если кнопка исправна, а при ее нажатии прибор покажет отсутствие сопротивления, то причина поломки будет в неисправности двигателе или оттого, что вышли из строя щетки. Ремонт кнопки заключается в чистке ее подгоревших контактов, если это не помогло, то ее надо заменить на новую.

    Работоспособность кнопки включения реверса проверяется таким же образом.

    Ремонт двигателя

    Редуктор планетарного механизма шуруповерта.

    Довольно часто причина неисправности заключается в износе щеток. Они должны меняться, при их износе порядка 40%, допускать полного износа нельзя, так как будет изнашиваться якорь двигателя.

    Чтобы проверить работоспособность электродвигателя, его надо отсоединить и проверить сопротивление обмоток. Если его нет, то это указывает на обрыв, а если сопротивление небольшое, то значит произошло короткое замыкание.

    Чтобы восстановить работоспособность обмоток двигателя, их надо перемотать. Обмотки якоря проверяются отдельно, для этого измеряется сопротивление между 2-мя соседними контактами, если его нет, то якорь исправный. Восстановить указанный элемент электродвигателя сложно и если он вышел из строя, то его проще заменить.

    Бывает, что после того, как вы отпустили кнопку, шуруповерт еще продолжает работать. Это свидетельствует о том, что неисправен электронный тормоз и происходит это из-за выхода из строя транзистора. Можно подобрать аналогичный транзистор и установить его, но проще купить новый выключатель.

    Во время проведения восстановительных работ, надо обязательно проверить надежность всех соединений, почистить инструмент от пыли и грязи, заменить смазку в редукторе.

    Ремонт механических неисправностей

    Кроме неисправностей электрических в шуруповерте могут быть механические поломки.

    Если при работе инструмента появились нехарактерные звуки, то это свидетельствует о том, что износились втулки или подшипники. После проведения осмотра и выявления поврежденного подшипника или втулки, их надо заменить на новые.

    Когда при работе шуруповерта слышен скрежет или он немного приклинивает, то это указывает на наличие неисправностей редуктора:

    • повреждены втулки или подшипники редуктора;
    • износились зубья шестерен;
    • деформировался вал;
    • поврежден штифт, которым крепится сателлит.

    Биение патрона вызвано тем, что погнулся вал редуктора или большой износ подшипников, в разных моделях шуруповертов могут использовать подшипники или медные втулки.

    Если при работе инструмента на некоторых режимах ослабевает затягивание, это указывает на то, что износились муфты, выглядят они как шайбы, на которой есть зубья. Во время работы зубья постепенно изнашиваются, и происходит проскальзывание.

    Все указанные элементы редуктора восстановлению не подлежат и после определения их состоянии, они меняются на новые или проводится полная замена редуктора.

    Ремонт шуруповерта можно выполнить своими руками, такая задача доступна любому домашнему мастеру.

    Конструкция зарядного устройства от шуруповёрта

    Без сомнений, электроинструмент значительно облегчает наш труд, а также сокращает время рутинных операций. В ходу сейчас и всевозможные шуруповёрты с автономным питанием.

    Рассмотрим устройство, принципиальную схему и ремонт зарядного устройства для аккумуляторов от шуруповёрта фирмы «Интерскол».

    Для начала взглянем на принципиальную схему. Она срисована с реальной печатной платы зарядного устройства.

    Печатная плата зарядного устройства (CDQ-F06K1).

    Силовая часть зарядного устройства состоит из силового трансформатора GS-1415. Мощность его около 25-26 Ватт. Считал по упрощённой формуле, о которой уже говорил здесь.

    Пониженное переменное напряжение 18V со вторичной обмотки трансформатора поступает на диодный мост через плавкий предохранитель FU1. Диодный мост состоит из 4 диодов VD1-VD4 типа 1N5408. Каждый из диодов 1N5408 выдерживает прямой ток 3 ампера. Электролитический конденсатор C1 сглаживает пульсации напряжения после диодного моста.

    Основа схемы управления – микросхема HCF4060BE, которая является 14-разрядным счётчиком с элементами для задающего генератора. Она управляет биполярным транзистором структуры p-n-p S9012. Транзистор нагружен на электромагнитное реле S3-12A. На микросхеме U1 реализован своеобразный таймер, который включает реле на заданное время заряда – около 60 минут.

    При включении зарядника в сеть и подключении аккумулятора контакты реле JDQK1 разомкнуты.

    Микросхема HCF4060BE запитывается от стабилитрона VD6 – 1N4742A (12V). Стабилитрон ограничивает напряжение с сетевого выпрямителя до уровня 12 вольт, так как на его выходе около 24 вольт.

    Если взглянуть на схему, то не трудно заметить, что до нажатия кнопки «Пуск» микросхема U1 HCF4060BE обесточена – отключена от источника питания. При нажатии кнопки «Пуск» напряжение питания от выпрямителя поступает на стабилитрон 1N4742A через резистор R6.

    Читайте также  Бирка на электроинструмент

    Далее пониженное и стабилизированное напряжение поступает на 16 вывод микросхемы U1. Микросхема начинает работать, а также открывается транзистор S9012, которым она управляет.

    Напряжение питания через открытый транзистор S9012 поступает на обмотку электромагнитного реле JDQK1. Контакты реле замыкаются, и на аккумулятор поступает напряжение питания. Начинается заряд аккумулятора. Диод VD8 (1N4007) шунтирует реле и защищает транзистор S9012 от скачка обратного напряжения, которое образуется при обесточивании обмотки реле.

    Диод VD5 (1N5408) защищает аккумулятор от разряда, если вдруг будет отключено сетевое питание.

    Что будет после того, когда контакты кнопки «Пуск» разомкнутся? По схеме видно, что при замкнутых контактах электромагнитного реле плюсовое напряжение через диод VD7 (1N4007) поступает на стабилитрон VD6 через гасящий резистор R6. В результате микросхема U1 остаётся подключенной к источнику питания даже после того, как контакты кнопки будут разомкнуты.

    Сменный аккумулятор.

    Сменный аккумулятор GB1 представляет собой блок, в котором последовательно соединено 12 никель-кадмиевых (Ni-Cd) элементов, каждый по 1,2 вольта.

    На принципиальной схеме элементы сменного аккумулятора обведены пунктирной линией.

    Суммарное напряжение такого составного аккумулятора составляет 14,4 вольт.

    Также в блок аккумуляторов встроен датчик температуры. На схеме он обозначен как SA1. По принципу действия он похож на термовыключатели серии KSD. Маркировка термовыключателя JJD-45 2A. Конструктивно он закреплён на одном из Ni-Cd элементов и плотно прилегает к нему.

    Один из выводов термодатчика соединён с минусовым выводом аккумуляторной батареи. Второй вывод подключен к отдельному, третьему разъёму.

    Алгоритм работы схемы довольно прост.

    При включении в сеть 220V зарядное устройство ни как не проявляет свою работу. Индикаторы (зелёный и красный светодиоды) не светятся. При подключении сменного аккумулятора загорается зелёный светодиод, который свидетельствует о том, что зарядник готов к работе.

    При нажатии кнопки «Пуск» электромагнитное реле замыкает свои контакты, и аккумулятор подключается к выходу сетевого выпрямителя, начинается процесс заряда аккумулятора. Загорается красный светодиод, а зелёный гаснет. По истечении 50 – 60 минут, реле размыкает цепь заряда аккумулятора. Загорается светодиод зелёного цвета, а красный гаснет. Зарядка завершена.

    После зарядки напряжение на клеммах аккумулятора может достигать 16,8 вольт.

    Такой алгоритм работы примитивен и со временем приводит к так называемому «эффекту памяти» у аккумулятора. То есть ёмкость аккумулятора снижается.

    Если следовать правильному алгоритму заряда аккумулятора для начала каждый из его элементов нужно разрядить до 1 вольта. Т.е. блок из 12 аккумуляторов нужно разрядить до 12 вольт. В заряднике для шуруповёрта такой режим не реализован.

    Вот зарядная характеристика одного Ni-Cd аккумуляторного элемента на 1,2V.

    На графике показано, как во время заряда меняется температура элемента (temperature), напряжение на его выводах (voltage) и относительное давление (relative pressure).

    Специализированные контроллеры заряда для Ni-Cd и Ni-MH аккумуляторов, как правило, работают по так называемому методу дельта -ΔV. На рисунке видно, что в конце зарядки элемента происходить уменьшение напряжения на небольшую величину – порядка 10mV (для Ni-Cd) и 4mV (для Ni-MH). По этому изменению напряжения контроллер и определяет, зарядился ли элемент.

    Так же во время зарядки происходит контроль температуры элемента с помощью термодатчика. Тут же на графике видно, что температура зарядившегося элемента составляет около 45 0 С.

    Вернёмся к схеме зарядного устройства от шуруповёрта. Теперь понятно, что термовыключатель JDD-45 отслеживает температуру аккумуляторного блока и разрывает цепь заряда, когда температура достигнет где-то 45 0 С. Иногда такое происходит раньше того, как сработает таймер на микросхеме HCF4060BE. Такое происходит, когда емкость аккумулятора снизилась из-за «эффекта памяти». При этом полная зарядка такого аккумулятора происходит чуть быстрее, чем за 60 минут.

    Как видим из схемотехники, алгоритм заряда не самый оптимальный и со временем приводит к потере электроёмкости аккумулятора. Поэтому для зарядки аккумулятора можно воспользоваться универсальным зарядным устройством, например, таким, как Turnigy Accucell 6.

    Возможные неполадки зарядного устройства.

    Со временем из-за износа и влажности кнопка SK1 «Пуск» начинает плохо срабатывать, а иногда и вообще отказывает. Понятно, что при неисправности кнопки SK1 мы не сможем подать питание на микросхему U1 и запустить таймер.

    Также может иметь место выход из строя стабилитрона VD6 (1N4742A) и микросхемы U1 (HCF4060BE). В таком случае при нажатии кнопки включение зарядки не происходит, индикация отсутствует.

    В моей практике был случай, когда стабилитрон пробило, мультиметром он «звонился» как кусок провода. После его замены зарядка стала исправно работать. Для замены подойдёт любой стабилитрон на напряжение стабилизации 12V и мощностью 1 Ватт. Проверить стабилитрон на «пробой» можно также, как и обычный диод. О проверке диодов я уже рассказывал.

    После ремонта нужно проверить работу устройства. Нажатием кнопки запускаем зарядку АКБ. Приблизительно через час зарядное устройство должно отключиться (засветится индикатор «Сеть» (зелёный). Вынимаем АКБ и делаем «контрольный» замер напряжения на её клеммах. АКБ должна быть заряженной.

    Если же элементы печатной платы исправны и не вызывают подозрения, а включения режима заряда не происходит, то следует проверить термовыключатель SA1 (JDD-45 2A) в аккумуляторном блоке.

    Схема достаточно примитивна и не вызывает проблем при диагностике неисправности и ремонте даже у начинающих радиолюбителей.