Подбор нужного масла для воздушного поршневого компрессора

Чтобы достичь стабильной работы устройства, необходимо точно выяснить, какое масло заливать в поршневой воздушный компрессор. Эта жидкость должна выполнять различные функции, которые обеспечивают стабильную работу прибора при нормальном обслуживании. Невыполнение любой функции снижает производительность аппарата, может даже вывести его из строя. Важнейшими свойствами жидкости поршневого компрессора считаются:

  • Защита деталей от повышенного износа.
  • Отличный отвод тепла.
  • Уменьшение детонации двигателя.
  • Герметизация рабочей камеры сжатия.

Виды компрессоров и соответствующих масел

Большинство моделей компрессоров имеют внутри подвижный элемент, который при работе становится причиной возникновения трения. При трении происходит сильный нагрев материала, вследствие чего он быстро изнашивается и деформируется. Масло для винтовых компрессоров подбирается с целью решить подобную проблему. При этом выбор проводится в соответствии с видом компрессора. Основными рекомендациями назовем следующие моменты:

  1. Винтовые устройства получили весьма широкое применение в промышленности и частных мастерских, где часто проводятся работы. В этом случае масло контактирует с рабочей поверхностью, защищая от повышенного износа и существенно продлевая срок службы.
  2. Довольно большое распространение получили и турбокопрессоры, которые эксплуатируются в наиболее сложных условиях. Для данного оборудования рекомендуется подбирать масла особого типа, предназначенные для эксплуатации в подобных условиях.
  3. Часто встречаются компрессоры холодильных установок. В этом случае компрессионное масло для компрессоров подбирается с учетом совместимости с применяемым хладагентом в системе. Применяемое вещество не должно терять свои основные свойства в случае резкого падения температуры.
  4. Газовый компрессор также должен заправляться специальным веществом, которое способно фильтровать газ от смазывающего вещества.

Применять для винтовых компрессоров следует исключительно специальные вещества, которые способны существенно снизить нагрев материала и степень его износа.

При эксплуатации винтовых компрессоров без применения специальных смазывающих веществ становится причиной существенного снижения эксплуатационного срока. Даже профессиональное оборудование не сможет прослужить в течение длительного периода в случае несвоевременного обслуживания. Кроме этого, усугубить ситуацию можно при применении неподходящего смазывающего вещества.

Виды компрессорной техники

Классифицируется подобная техника в основном по способу расположения цилиндров. Различают:

  • Машины с вертикальной установкой цилиндров. Очевидно, что в данном случае основные элементы располагаются в вертикальной плоскости.
  • Устройства горизонтального вида. Данная группа агрегатов в свою очередь подразделяется на исполнения с односторонней установкой цилиндров относительно коленчатого вала и с двусторонней установкой.
  • Угловые машины. Такой вариант предполагает и горизонтальное, и вертикальное расположение цилиндрических элементов. Дополнительно к тому в данную группу входит оборудование с V, W-образной установкой цилиндров.

Существует и другое разделение подобной техники: безмасляный поршневой компрессор и масляный аналог. Как можно догадаться из названия, в первом случае не используется смазка. Это может быть необходимо в ряде случаев, когда для производства нужно получить чистую газообразную среду, без дополнительных примесей. Безмасляный вариант в прежние времена представлял собой конструкцию особого рода, когда уплотнение рабочего подвижного элемента (поршня) выполнялось посредством нарезания канавок на нем.

Но степень распространения подобных устройств со временем снижалась, а в последствие они были заменены на безмасляный поршневой разнотипный компрессор с уплотнителем другого рода. Данный вариант предполагает наличие поршневых уплотнительных колец. Обычно они изготавливаются из композиционных материалов. Особенность такой конструкции заключается в способности функционировать намного более продолжительный период времени. Это свойство выделяет такое оборудование из ряда существующих аналогов, включая и компрессоры поршневые масляные.

Смотрим видео, виды агрегатов и их особенности:

Еще одно разделение подобных устройств – по количеству ступеней сжатия.

Различают:

  1. Одноступенчатые;
  2. Двухступенчатые;
  3. Многоступенчатые.

Преимущество последних из названных вариантов заключается в том, что компрессоры масляные данного вида способны регулировать температуру рабочей среды как раз за счет многоступенчатой системы сжатия.

Повышение температуры сжимаемого воздуха происходит из-за образования масляного нагара, который в избытке скапливается на различных поверхностях рабочих элементов. Это, пожалуй, основной недостаток таких устройств, как компрессоры поршневые масляные.

Общие стандарты для компрессорных масел

Есть общепринятые стандарты для масляных продуктов, которые заливаются в компрессор. Каждый производитель оборудования вправе установить дополнительные требования, но в целом, подход остается единым. К таким требованиям относятся:

  • минимальное коксовое число. Характеристика указывает на то, что разложение смазки при высокой температуре не приведет к образованию твердых осадков;
  • высокая теплопроводность. Для обычного моторного масла такие характеристики недоступны;
  • физико-химические характеристики не должны меняться под воздействием давления и высокой температуры. Здесь можно указать температуру плавления, вспышки, застывания. Для компрессорных масел действует термин «температура нагнетания».

Любой продукт, заявленный, как смазка для компрессора, должен соответствовать стандартам, иначе он не сможет выполнять свои функции и защищать агрегат.

Как заливать масло в поршневой компрессор

Эксперты рекомендуют заливать в поршневой компрессор масло немного выше максимального уровня, так как отдельной системы смазки в агрегате не предусмотрено, и она поступает в устройство посредством прямого захвата вещества из картера.

Прежде, чем залить в агрегат новую порцию смазочного вещества, старое следует смыть, а также очистить от остатков масла шланги, клапаны, охладители и сепараторы. Фильтры перед заменой масла также обновляются.

Не стоит злоупотреблять показателями вязкости масла, так как при заливке с качествами, выше рекомендуемых, у агрегата могут возникнуть проблемы с запуском. В случае, если оборудование работает преимущественно на открытом воздухе, стоит заменить минеральное масло синтетическим, но только после тщательной промывки системы и смены фильтров.

Как правило, масло меняют при каждом техническом обслуживании оборудования. Однако при высоких нагрузках на агрегат периодичность замены вещества сокращается: масло подлежит обновлению, если оно меняет цвет или мутнеет.

Заправлять компрессор маслом следует строго по инструкции, ни в коем случае внутрь механизма не должны попадать пыль, влага или воздух. Сначала удаляется старое вещество, затем в агрегат заливается специальная промывочная жидкость, устройство включается примерно на 15 минут, сливается и только после этого в устройство может поступать новая порция вещества.

В воздушном поршневом компрессоре масло меняется после первых 500 часов работы, а далее – в зависимости от интенсивности работы и уровня загрузки, но, как минимум, — раз в год.

Выбор по характеристикам

Внимательно изучите маркировку. Главное, чтобы была термостойкость и высокая термоокислительная стабильность. Подвижные части нагреваются в процессе работы большой температуры и использование некачественного продукта может вызвать возгорание. Эти характеристики должны указываться на емкости.

В случае с винтовыми моделями особенно важно создать герметичные зазоры, поэтому использование масла с вязкостью меньше 7 мм² /с недопустимо. В этом случае рабочая температура не столь важна, но все же не рекомендуется использование марок, у которых данный показатель равен 90 °C. В противном случае масло придется менять гораздо чаще, чем указано в паспорте, чтобы увеличить срок службы компрессора.

Изучая маркировку, обратите внимание на обозначения. Как правило, варианты стандартные: SAE 20, SAE 40, SAE 60 и т. д. Можно встретить и такую маркировку: SAE 20W, SAE 30W. Здесь литера W говорит, что масло может использоваться в холодное время года. При температуре -20 °C или -30 °C вязкость обеспечит качественное прокачивание.

Читайте также  Модуль зубчатого колеса таблица

Типы современных компрессорных агрегатов

Компрессоры поршневые воздушные подразделяются по методу размещения цилиндров. Существуют такие аппараты:

  1. Вертикальные. Поршни размещаются вертикально.
  2. Горизонтальные. Цилиндры могут быть установлены как с одной стороны коленвала, так и с двух.
  3. Угловые. Цилиндры располагаются как горизонтально, так и вертикально. Кроме того, они могут размещаться под определенным углом, например, в виде символов «V», «W».

Также компрессорные аппараты подразделяются на безмасляные и масляные. Для 1-го типа устройств моторное масло не требуется. Используются такие агрегаты тогда, когда необходимо получить газообразную среду, без какие-либо посторонних частиц.

В зависимости от того, сколько ступеней сжатия в компрессоре, он может причисляться к одно-, двух- или многоступенчатым устройствам.

Температура сдавливаемого воздуха повышается из-за нагарных отложений, скапливающихся в больших количествах на разных деталях. Это главный минус масляных агрегатов.

Как правильно подбирать компрессорное масло?

Большинство производителей компрессоров выдают производителем смазки сертификационные требования. Проводятся испытания, масла получают соответствующий допуск.

В паспортах некоторых агрегатов есть прямое указание на использование масел определенных производителей. В противном случае необходимо сверять параметры допуска с информацией на упаковке.

Контроль уровня и график замены масла

На каждом компрессоре установлено круглое смотровое окошко. На нем размещены контрольные отметки. Во многих моделях есть максимальное деление и минимальное. Посмотрите, если уровень находится на минимальной отметке, или ниже – пора сливать и менять. Но часто на подобном окошке только одна отметка – возможный максимум. Тогда нужно мерять щупом. На щупе часто нанесены отметки критически низкого уровня. Если их нет, то приблизительно ориентируйтесь – меньше 1/3 картера, тоже нужно менять.

В принципе, опытные профессионалы слышат по звуку компрессора, что он уже хочет замены масла. С новым маслом агрегат работает мягче и тише.

Полагаться на советы и слух мастеров можно, но лучше иметь четкий график замены – 1 раз в 100 часов работы. Если компьютер работает 1-2 часа в день, то получается, замена нужна 1 раз в 2-3 месяца, что не так уж сложно.

Некоторые специалисты рекомендуют участить замену – до одного раза в 50 часов. Тогда никаких сложностей с маслом не будет. Еще есть дельный совет – когда сливаете масло, посмотрите на его цвет. Если субстанция светлая и чистая – работа нормальная. Если масло темное и мутное – работа идет на износ, постоянные перегрузы и перегревы. Тогда и масло нужно чаще менять, можно и раз в 50 часов работы.