Нужно ли делать заземление в гараже

Заземление в гараже жизненно необходимо, если нет желания попасть в неприятную ситуацию.

Важно, что током может ударить в тот момент, когда человек совсем этого и не ожидает.

Электроприборы, обогреватели, а также металлические стены гаража являются первыми источниками риска. При увеличении температуры в помещении вода конденсируется на электропроводке и приборах. Это несет потенциальную опасность, ведь вода является проводником электрического тока. Чтобы заземлить все инструменты, следует использовать заземляющую жилу, а потом подвести к ней электропроводку. В противном случае электрический ток может выйти на корпусы приборов, что станет причиной трагедии.

Типы схем заземления

Существует четыре основные схемы, которыми пользуются многие электрики. Рекомендуется детальнее ознакомиться с их описанием и отличительными особенностями.

Система TN-S

Среди наиболее надежных схем заземления электрической сети гаражного помещения выделают TN-S. Однако многие электрики отказываются пользоваться ею, так как монтаж системы занимает много времени.

При выполнении монтажных работ человеку придется позаботиться о том, чтобы от подстанции к автогаражу были проведены провода N и PE. Самостоятельно это сделать сложно и поэтому приходится пользоваться помощью специальных компаний, услуги которых стоят недешево. Люди считают это экономически невыгодным и выбирают более дешевые методы.

Схема TN-С

Этот метод намного популярнее предыдущего, так как он не требует больших финансовых затрат. При использовании схемы проводник с фазой подключаются к электрическому щитку, установленному внутри автогаража. При подключении заземляющего контура PEN-провод разделяется на отдельные проводки N и РЕ. Это позволяет владельцу гаража подключить контур собственноручно.

Однако у этой схемы имеется недостаток, который связан с тем, что фаза может перейти на все устройства, подключенные к сети. Такая проблема возникает, если совмещенный провод разрывается. Это приводит к следующим последствиям:

  • возможность удара током при работе с приборами;
  • подача высокого напряжения на подключенные инструменты.

Схема заземления TN-С-S

Опытные электрики советуют пользоваться именно этой схемой, так как она в разы безопаснее остальных. Однако при проведении заземляющего контура таким методом придется потратить немало финансовых средств. Большая часть денег будет израсходована на проведение кабеля к гаражу, а также на полную модернизацию электропроводки.

Используя схему TN-С-S, проводник подстанции подключают к распределительному щитку гаражного кооператива. После этого к строению проводят пятижильный провод.

Система заземления ТТ

Людям, которых интересует простое заземление, следует обратить внимание на схему ТТ. В этом случае владельцу гаража придется самостоятельно сделать контур из нескольких электродов, которые вкапываются в грунт неподалеку от автогаража. К главным достоинствам такой технологии относят то, что она не требует вложения денег.

Система уравнивания потенциалов

Система уравнивания потенциалов – это важный элемент защиты, который не зависит от выбранного вида заземления электропроводки. Чтобы смонтировать такую систему необходимо провести по всему внутреннему периметру гаража полосу из металла и подсоединить к ней заглубленные проводники.

Зачем это нужно:

  • если на одном из приборов повысится напряжение, то оно равномерно распределится по всем металлическим конструкциям, и вероятность удара током будет исключена;
  • чтобы защитить корпус гаража от высокого напряжения, возникающего в грозу при ударах молний.

В общих чертах система уравнивания потенциалов своей конструкцией напоминает свайный фундамент из бетона, и организовать ее реально во время строительства гаража.

Горизонтальный заземлитель

Для организации в гараже горизонтального заземления металлическая полоса укладывается на поверхности выкопанной траншеи. Далее на нем при помощи сварки закрепляется болт, к которому подводится медный или алюминиевый кабель. Второй конец последнего присоединяется к шине РЕ, расположенной в распределительном щитке. В завершении траншею следует закопать рыхлым грунтом, исключив из него предварительно камни и строительный мусор.

По окончании всех работ по заземлению в гараже рекомендуется проверить созданную электросеть. Для этого необходимо обратиться к специалисту, имеющему соответствующее оборудование, посредством которого можно измерить показатели контура заземления. В случае, когда полученный результат превышает 47 Ом, в бетонном полу следует пробить несколько дополнительных отверстий для установки электродов.

Если гараж располагается около частного дома, то проведение описанной выше работы не потребуется. Достаточно протянуть к постройке 3-жильный кабель от распределительного щитка, расположенного в жилище. Предполагается, что жилище на момент проведения работ оборудовано заземлением.

Предназначение и установка заземляющего контура

Как известно, гаражи выполняются из металла (см. Металлический сборный гараж и правила монтажа) и имеют плохую гидроизоляцию, вследствие чего внутри гаража повышается влажность. При ремонте машины автовладельцы пользуются достаточно мощными электроинструментами, такими как: обогреватели, сварочный аппарат, компрессор (см. Компрессор для гаража своими руками: как правильно сделать) и тому подобные.

  • Конечно, все вышеуказанные инструменты должны быть заземлены, в обратном случае, если произойдет утечка тока на корпус, учитывая влажность помещения, вас может поразить электрический ток. Есть возможность легко отделаться и получить только травму, но не всегда все заканчивается хорошо, и, дабы не испытывать судьбу и не подвергаться опасности, лучше сделать в гараже заземление.
  • Это можно сделать самостоятельно, используя минимум времени и денежных затрат. Ниже приведена инструкция по установлению заземляющего контура, а также советы о том, каких схем лучше избегать.

Вертикальный заземлитель

Для стандартных гаражей в основном используются металлические уголки длиной 2-2,5 метра размерностью 50х50 мм. Вместо них также можно установить трубу диаметром до 32 мм со стенками толщиной не более 3,5 мм. Существует и третий вариант устройства заземления, предполагающий использование медного провода с сечением до 6 мм, который соединяет подземную часть конструкции с остальными элементами электросети.

Важно отметить, что вкапывать вертикальные заземлители запрещено.

Вместо этого их необходимо вбивать прямо в землю. Расстояние между электродами должно быть в пределах 1,5-2,5 метра. Перед началом работ в месте, где будет создан контур заземления, выкапывается траншея глубиной до 50 см.

Все электроды соединяются между собой металлическими полосой или прутом. Сечение первой не должно быть меньше 100 кв.мм, а диаметр второго – 10 мм. Все компоненты контура соединяются посредством сварки, а новые швы обязательно прокрашиваются во избежание образования коррозии на заземлении.

Зачем заземление в гараже?

Казалось бы, зачем городить огород и сооружать какое-то заземление, если дома мы прекрасно обходимся и без него? На этот вопрос отвечает тот пункт правил эксплуатации электроустановок (ПЭУ), которым определяется степень электрической опасности помещения. Для этого выбраны следующие критерии:

  • Конструктивные особенности помещения – устройство полов, стен.
  • Температурный режим.
  • Параметры влажности.
  • Наличие токопроводящей пыли.
  • Присутствие агрессивных веществ или их паров, способных разрушить диэлектрик – основу электрической изоляции.

Гаражи часто строят цельнометаллическими, из профильных листов на каркасе. При пробое фазы на эту оболочку она, учитывая ее размеры и объем, становится подобием обкладки конденсатора. Если внутри него окажетесь вы – с включенным электроприбором в руках или на вас будет обувь с недостаточными диэлектрическими свойствами, весь накопленный электрический заряд уйдет в землю через ваше тело. Вероятность летального исхода почти 100 процентов.

Читайте также  Как сделать фальш стену

Полы земляные, бетонные или из кирпича относятся к токопроводящим. Будет правильным считать таковыми и деревянные, если они недостаточно сухие. А это наверняка так, поскольку параметры влажности и температурный режим связаны напрямую.

В неотапливаемом гараже она та же, что и у наружного воздуха, а при отсутствии эффективной вентиляции влага конденсируется везде, где возможен перепад температур из-за разности в теплопроводности материала – на стенах, внутри корпусов электроприборов и арматуры. И ее может оказаться достаточной, чтобы произошел электрический пробой.

Есть ли в гараже металлическая пыль? Смешной вопрос, не правда ли? Особенно если в нем есть заточной станок. А агрессивные пары и жидкости? Да сколько угодно!

Суммируя все вышесказанное, мы получаем, что по правилам электробезопасности гараж относится к помещениям повышенной опасности. Ну а при земляных полах вы можете считать их и особо опасными. Как видите, вопрос о необходимости надежного заземления отпадает сам собой. Только это нехитрое устройство имеет электрическое сопротивление меньшее, чем ваше тело. Поэтому в случае аварии электрический ток пойдет по нему, минуя вас.

Распространенные системы

Многие владельцы гаражей для заземления используют следующие системы:

  1. TN-C. При выборе такого варианта к щитку подводится совмещенный проводник. Используемый проводник PEN разделяется на PE и N. Благодаря этому можно произвести заземление самостоятельно. Стоит отметить. Что описываемая система имеет серьезный недостаток – пари обрыве провода фаза пойдет на все приборы. Из-за этого во время прикосновения к ним можно получить удар током. Именно поэтому не стоит создавать такую систему самостоятельно, не обладая опытом проведения подобных работ. Если вы уверены в том, что все элементы системы не могут быть повреждены, можно использовать описанную систему.
  2. TN-S. Данная система является более надежной, чем описанная выше. Но стоит отметить, что она создается достаточно редко, так как для этого необходимо от подстанции протянуть провода N и PE отдельно. Для этого придется потратить достаточно большую сумму.
  3. TN-C-S. Указанная система считается одной из самых безопасных. При выборе такого варианта совмещенный проводник протягивается от подстанции, после чего организовывается повторное заземление. После этого от распределительного устройства осуществляется протягивание пятижильного провода. Многие электрики рекомендуют именно эту систему, так как она является очень надежной. Но стоит упомянуть, что за модернизация проводки придется заплатить самому владельцу гаража. Именно поэтому многие автолюбители отказываются от этого варианта.
  4. TT. Данная система подразумевает создание индивидуального контура из нескольких металлических электродов, которые вкапываются в землю около гаража. Данный способ является самым простым и не требует вложения большого количества денег. Именно поэтому многими владельцами гаражей делается именно такая система.

Чтобы самостоятельно произвести заземление, стоит более подробно узнать о данном процессе и следовать всем правилам, приведенным в инструкции.

Защитная система уравнивания потенциалов

Первым делом, независимо от того, какой тип заземления присутствует в входящей электропроводке, в гараже необходимо выполнить систему уравнивания потенциалов, сокращённо: СУП.

Для этого все металлические конструкции гаража, даже те, которые не имеют отношения к электроприборам, а также арматура бетонного пола электрически соединяются при помощи проводников. Это делается по двум причинам:

  • При появлении опасного напряжения на одном корпусе электрооборудования, данный потенциал будет одинаковым на всех металлических конструкциях гаража, включая бетонный пол. Как известно, электрический ток возможен только при разности напряжения, а поскольку оно всюду будет одинаковым, то риск поражения значительно снижается. Из жизни можно привести аналогию с сидящими птицами на оголённых проводах воздушных линий электропередач.
  • Внутренняя молниезащита от вторичных проявлений грозового разряда, когда при электромагнитном импульсе на металлических поверхностях индуцируются электрические заряды высокого напряжения, которые могут вызывать искровой пробой между конструкциями. Возникновение искр в условиях гаража является потенциально взрывоопасным, при насыщении воздуха парами бензина.

Практическая реализация СУП как части системы заземления

Система уравнивания потенциалов должна быть подключена к заземлению гаража. Её можно выполнить, сведя все проводники в одну коробку, или проведя по периметру пола замкнутый контур в виде металлической полосы с приваренными к ней стальными проводами, которые приварены к различным конструкциям.

К данной полосе также привариваются болтовые соединения для заземления различного стационарного оборудования или электроприборов, которые не имеют стандартизированной трёхконтактной вилки с заземляющим контактом. В этом случае данная полоса системы уравнивания потенциалов также будет выполнять функцию главной заземляющей шины.

Если электропроводка в гараже находится в удовлетворительном состоянии, но является двухпроводной, то её можно не переделывать, а лишь поменять розетки на трёхконтактные, подведя к ним защитный провод заземления PE от главной шины заземления, приварив на полосе под розетками болтовое соединение для подключения медного проводника PE, идущего от заземляющего контакта розетки.

Принципы заземления

В системах TN, в которых нулевой провод является глухо заземлённым, заземление оборудованиея осуществляется при помощи защитного зануления, выполняемого различным способом в зависимости от используемой системы электропитания.

При энергоснабжении по схеме TN-C, нулевой и защитный провод совмещены в одном проводе PEN. Данная система является устаревшей, и в быту её использовать запрещено. Лучшая по своей электробезопасности схема TN-S является очень редкой из-за дороговизны.

В данной системе защитный провод заземления PE тянется от самой трансформаторной подстанции. По этому, для применения в гараже осуществимыми являются две системы заземления: TN-С-S и TT.

Необходимо разобрать более подробно, как работает та и другая система, чтобы заземление в гараже в гараже могло выполнять свои защитные функции, при этом являясь абсолютно безопасным.

Защитный провод PE

В системе TN-С-S происходит разделение PEN проводника на рабочий ноль N, и защитный заземляющий провод PE в точке повторного заземления.

разделение проводника на PE и N

Данное разделения производится на вводно-распределительном устройстве, и после этого нулевой рабочий и защитный проводники нигде больше не соединяются.

Если такое разделение выполнено в вводном щитке гаражного кооператива, и к гаражу приходит трёхжильный кабель при однофазном питании, или пять жил при трёхфазном, то заземление всех подключаемых электроприборов в гараже производится в момент их включения в трёхконтактную розетку, которые имеют подключение защитного контакта к заземляющему проводу PE.

В данном случае владельцу гаража необходимо выполнить трехпроводную электропроводку к розеткам и подключить их к шине PE, к которой также подключается СУП. При должном общественном контроле состояния электрощита, данная система должна быть безопасной.

Система ТТ, как единственный выход

Если питание осуществляется по воздушным линиям, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, при высокой вероятности обрыва нуля или замыкании его на фазу, с последующим отгоранием у трансформатора, то в этом случае на заземляемых электроприборах в гараже может оказаться опасное фазное напряжение.

Даже если рассчитать и выполнить контур заземления сопротивлением не более 4 Ом, то при отсутствии повторных заземлений на столбах и при обрыве ноля данный собственный заземляющий контур окажется единственным в округе, и токи через него могут оказаться чрезмерными, что может привести к перегреву заземляющих проводов и вызвать пожар.

Читайте также  Цена погонного метра ленточного фундамента

При данных обстоятельствах единственным выходом будет выполнение изолированного от нулевого провода заземления по схеме ТТ. К нему не предъявляется жёстких требований к сопротивлению, но обязательно необходимо применения УЗО, с уставкой не более 30мА, которое сработает, если сопротивление заземляющего контура не будет превышать 1660 Ом.

Но для гаража следует принять за стандарт требуемые ПУЭ 47 Ом, что является вполне достижимым значением при самостоятельном выполнении работ по установке заземляющего контура.

Земляные работы вокруг гаража

Если гараж находится на частной территории, то нет никаких сложностей в том, чтобы прокопать траншею глубиной ниже точки промерзания грунта вокруг гаража, установить туда горизонтальный заземлитель в виде полосы. Для улучшения характеристик также применяют вертикальные заземлители, вбитые в дно канавы и соединённые с полосой при помощи электросварки.

Количество и длину заземлителей рассчитывают по специальной методике или с помощью специализированной программы. Но, поскольку расчеты часто не совпадают с реальными измерениями, то приемлемых результатов достигают опытным путём, добавляя электроды.

Заземлители в гараже

Но таким способом невозможно выполнить заземляющий контур гаража, вокруг которого вся территория закатана в асфальт, и нет ни одного свободного клочка земли. В этом случае единственным выходом, чтобы создать приемлемое по характеристикам заземление в гараже будет использование арматуры фундамента как естественного заземлителя, плюс арматура бетонного перекрытия пола.

В любом случае, после собственноручно выполненных работ по установке искусственных заземлителей, или использования естественных, необходимо будет пригласить специалиста с соответствующим оборудованием для измерения сопротивления заземляющего контура.

Если оно будет больше 47 Ом, то в бетонном полу гаража необходимо будет пробить несколько отверстий и пробурить в них скважины для установки дополнительных электродов. Если будет устанавливаться модульный глубинный заземлитель, то достаточно будет одной скважины.

Вторая часть видео: