Что такое паллет? Особенности и применение

Что такое паллет? Особенности и применение

Грузовой паллет – это специальная тара плоской прямоугольной формы, которая применяется в качестве подставки под грузы с жесткой площадкой с целью формирования общей крупной грузовой единицы. Продукция активно используется для дальнейшего хранения разных типов товаров, а также удобного механического перемещения готовых блоков в кузове автомобиля или при разгрузке. Предусмотрены деревянные, пластмассовые и металлические конструкции. Наличие надстройки или дополнительных элементов конструкции зависит от типа грузов, которые перевозятся с использованием оборудования.

Конструкция паллет предполагает наличие заходов или выемок, которые внедрены для обеспечения захватов вилочных погрузчиков, а также использования других видов подъемных систем. Выступы применяются для дальнейшего крепления строп при перемещении товаров в подвешенном виде. В официальной документации слово паллет сокращается до аббревиатуры PLT, PLL. В переводе с английского языка паллеты – поддоны.

Европаллеты (европоддоны) — общая информация

В грузоперевозках по всему миру активно применяются стандартные европаллеты, размеры которых позволяют использовать максимальное количество полезной площади. Эти приспособления получили такое распространение благодаря тому, что с их помощью в разы облегчается работа в складских помещениях.

Определение Поддоны — Паллеты

Поддоны (паллеты) – это специальные устройства, с помощью которых осуществляются погрузочно-разгрузочные работы при транспортных перевозках. Специфика их использования предвидит перемещение поддона вместе с грузом, который на него взгромождается. Поэтому паллеты можно приравнять к простейшей таре. Но от последней они отличаются тем, что не запаковывают и не защищают груз, а лишь способствуют более быстрому его перемещению.

Европаллеты, или называемые по другому европоддоны — это сделанные из деревянных досок каркасы для укладки на них всевозможных грузов и товаров: ящиков, коробок, банок и проч.

Размер европаллета

В международной логистике размеры европаллета строго стандартизированы. Сделано это для целей более рационального использования полезной площади в транспортном средстве.

В мире используется несколько стандартов. Самым популярным считается европаллет 1200х800. Данный вид паллета замечательно вмещается во все виды грузового транспорта. Размер европаллета должен составлять 1200х800 мм. Именно эти габариты считаются оптимальными для международных грузоперевозок. При этом каждый такой поддон маркируется соответствующим клеймом, которое имеет вид овала с буквами EUR внутри. Без такого знака груз могут не пропустить на европейской таможне. И дело не только в размере. Этот знак свидетельствует о том, что и санитарно-технические нормы также соблюдены.

Высота европаллета должна быть равна 145 мм. Именно под такой размер рассчитаны все вилочные погрузчики, которые используются на европейских складах. Если поддон будет ниже, его нельзя будет поднять. Поддон большей высоты занимает много места, значит, есть риск увеличить общую стоимость грузоперевозки. Поэтому все паллеты данного стандарта должны четко соответствовать установленным нормативам производства.

Грузоподъемность европаллета

Размер европаллета имеет определенную грузоподъемность, превышение которой может привести к его порче. Стандартная максимальная масса одноразового поддона равна 600 кг. Многоразовые паллеты выдерживают до 2 т. При этом, в соответствии с правилами грузоперевозок, любой груз, масса которого превышает 70 кг, должен быть паллетирован. Вес самого европаллета 1200х800 равен 15-20 кг.

Загрузка в контейнеры и еврофуры

От способа погрузки зависит объем товаров, которые можно перевезти за один раз. Чем более компактно расположены поддоны, тем больше груза поместится в фуре или контейнере. Подсчитано, что 20-футовый контейнер в один слой умещает 11 европаллет.
Есть идеальный способ погрузки европоддонов и в стандартную фуру, совершающую международные перевозки. Этим способом получается плотно уместить 30 паллет в один слой.
Таким образом, от мастерства размещения поддонов зависит, насколько много груза получится перевезти за одну ходку. Поэтому стандартные паллеты как нельзя лучше подходят для этих целей.

Способы крепления груза

Стандартный размер европаллета требует соблюдения определенных правил грузоперевозок, чтобы все доставить в целости и сохранности.
Для начала стоит запомнить, что ни один груз не рекомендуется размещать так, чтобы он выходил за границы верхней площадки. Это гарантирует плотное прилегание поддонов в контейнере, а значит, и абсолютное его заполнение. Все грузы необходимо крепко фиксировать, чтобы в процессе транспортировки они не рассыпались.
Для этих целей используются увязочные материалы или стрейч-пленка, которой плотно приматывается груз к поддону. Катушки и бочки на паллетах фиксируются особым способом. Главное, чтобы они были строго посередине и не катались по поверхности поддона. Желательно размещать их в вертикальном положении, так легче соблюсти габариты паллета.
Никогда не стоит перегружать паллеты. В случае если груз складируется в несколько слоев, на низ необходимо ставить самые надежные поддоны, иначе они могут лопнуть под весом груза.
Никогда не стоит экономить на поддонах. Европаллет, цена которого не такая уж и большая (200-500 руб. за 1 шт.), имеет определенный срок службы. По его истечении лучше выкинуть износившееся приспособление, чем платить компенсацию за поврежденный груз в случае его поломки.

Паллетирование грузов – это процесс создания универсальной и максимально компактной транспортировочной единицы любой упакованной продукции. Что позволяет оптимизировать объем и размеры подготавливаемой партии, снижая транспортные расходы. Входит в перечень обязательных складских операций современных логистических компаний.

Разновидности

Паллеты или поддоны (по сути, это одно и то же) могут быть четырех видов. Различаются они по габаритам и материалу изготовления. Как правило, паллеты делают из дерева, металла, картона и пластика. Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки.

Их делают из рифленого картона. Их вместимость ничем не отличается от вместимости «собратьев», габариты стандартные. Тара легкая, пустой поддон весит не более двух килограммов. Но использовать этот вид многократно получится едва ли: паллеты влагопроницаемые.

Данные паллеты можно мыть и обрабатывать дезинфицирующими растворами. Подходят для транспортировки широкого спектра грузов: кирпича, гипсокартона, строительных блоков. Из минусов можно отметить высокую стоимость.

  • Металлические

Отличаются прочностью, позволяют перевозить большегрузные товары. Тару используют для переправки грузов на значительные расстояния, а также для перемещения по складским помещениям.

Паллеты можно задействовать в помещениях с высокой температурой. Высокая температура плавления поддона не позволит ему деформироваться. Минусом здесь выступает большой вес тары, значительно утяжеляющий кузов.

Самый популярный вид поддонов. В основе их лежит древесина разных сортов, обработанная спецсредствами.

Изготовление паллет не занимает много времени, вариант отличается своей дешевизной.

Поддоны этого вида делят по прочности, на которую влияет порода дерева. Подходят для перевозки практически всех товаров.

Стандартные

Часто надежным помощником в транспортировке грузов на дальние расстояния становятся деревянные паллеты, изготовленные по евростандарту. Этот тип называют европоддонами. Рассмотрим их характеристики подробнее.

Европаллеты

Параметры тары составляют 1200 на 800 миллиметров. Верх поддона включает в себя 5 элементов, их габариты – 145 на 100 миллиметров, высота – 22 мм. Низ представлен тремя составляющими 143 на 100 миллиметров. На боках поддона установлены узкие элементы.

Читайте также  Сколько весит керамзитоблок

Верхние и нижние составляющие отделены деревянными кубами – «шашками». Именно на них наносят маркировку, данные о производителе.

Поддоны

Кардинальных отличий, как мы отметили ранее, между поддонами и паллетами нет – это конструкции, позволяющие безопасно транспортировать товар. Единственным нюансом, который в ряде случаев отличит европалет от поддона – это адаптированность первых под переправку современным погрузчиком.

Детальная информация видна на видео:

Сколько паллет становится в стандартную фуру?

В стандартный 20-ти футовый контейнер может быть загружено 11 европаллет паллет в один ярус.
В стандартный 40-ка футовый контейнер может быть загружено 25 европаллет в один ярус.

Груз который ставится на паллет — коробки или открытый груз не должны выступать за края паллеты.

Надо помнить что высота транспортного пакета сформированного на одной паллете ограничивается не только высотой грузового автомобиля (в среднем 2,7 метра) а собственно:

  • сохранностью груза при формировании грузового места (например банки с краской грузят на паллет не более чем в 6 ярусов иначе нижние могут быть раздавлены весом верхних рядов)
  • технической возможностью грузить/разгружать такие паллеты (надо оставить зазор для погрузчика и паллеты могут перевернуться, сломаться при перемещении, если их толкать)
  • условиями транспортировки (например, бочки с маслом никогда не ставят на палету в два яруса, и делают отступ от края, иначе стенки бочек в ходе длительной перевозки могут протереться друг от друга, а крепежная лента лопнуть)

Размещение и крепление грузов в транспортных пакетах

Что такое COLLI?

Что значит в транспортных документах на международных грузоперевозках : 5 pallets + 7 collies эта запись означает, что груз состоит из 5 паллет и 7 грузовых мест.

В CMR и TIR обычно сокращают до COLLI – Это грузовое место вообще: короба, пакеты, мешки, бочки, бидоны и пр. без расшифровки, когда имеет значение только количество. Надо понимать, что палеты могут содержат множество самостоятельных грузовых мест. В этом примере можно было просто написать 12 colli.

На транспорте широко применяют специализированные разновидности паллет: флеты, тилты и болстеры.

Флет – поддон со складными стенками, в который можно устанавливать грузы в пакетах и без упаковки, не требующие защиты, которую обеспечивают контейнеры. Флеты бывают трёх видов: плоские, с торцевыми бортами, с полной надстройкой.
Плоский флет представляет собой грузовую платформу с размерами стандартного паллета, оборудован фитингами и не имеет надстройки. Достоинства заключаются в удобстве штабелирования без груза, недостатки – в необходимости крепления груза, невозможности крепления груза, невозможности штабелирования флетов в гружёном состоянии.
Флет с торцевыми бортами или стойками (стационарными или складными) не имеет продольных элементов для скрепления торцевых стенок, которые способны воспринимать нагрузки. Он более распространён, чем плоский, так как допускает многоярусное складирование.
Флет с полной надстройкой имеет кроме основания боковые элементы, способные воспринимать нагрузки, может иметь один или несколько сплошных бортов, скреплённых верхней рамой, иногда снабжается съёмными крышками или эластичными закрытиями. Собственная масса флета в зависимости от от конструкции составляет 1,4…3,5 т.
Тилт – поддон со складными щитами – стенками, расположенными со всех четырёх сторон.
Болстер – поддон-площадка, размеры которой соответствуют стандарту ISO с угловыми фитингами и гнёздами для стоек.
Пакеты могут быть сформированы из ящиков и других штучных грузов путём обтягивания комплекта единиц груза металлической или полимерной лентой.

Средства крепления грузов на паллетах должны обеспечивать сохранность паллета при перевозке всеми видами транспорта при действии инерционных нагрузок с ускорением 29,4 м/с2, а несущие средства скрепления должны иметь шестикратный запас прочности. Поддоны для пакетирования должны выдерживать четырёхкратную нагрузку.
Максимальная высота Нmax для деревянных поддонов обычно до 1,8 м, для флетов, тилтов, болстеров – 2,44 м. максимальная грузоподъёмность для деревянных поддонов – до 2 т, флетов – 20 т, строп-пакетов – 1.3; 1,5; 3 т.

Основные функции паллет

Паллеты выполняют целый ряд функций. Рассмотрим лишь основные из них.

Такого рода конструкция позволяет приподнять груз над землей. Благодаря этому удается осуществлять погрузочные и разгрузочные работы с помощью спецсредств, к которым можно отнести погрузчик или домкрат.

Использование паллет помогает защитить перевозимые на автомобильных средствах товары. Для того, чтобы защитить груз достаточно лишь в правильной последовательности установить поддоны и распределить между ними грузы. Не стоит забывать о том, что центр тяжести должен быть распределен по всей поверхности конструкции поддона. Также стоит следить за тем, чтобы края тары не выходили за край паллетов. После того, как груз будет находиться полностью на платформе, все поддоны тщательно фиксируются с помощью прочных ремней, а также с использованием особой стрейч-пленки;

Благодаря использованию таких конструкций доступ к товару со стороны посторонних лиц будет ограничен. Весь товар тщательно упаковывают с помощью пленки. Чтобы до него добраться, надо приложить максимум усилий. А поскольку в договоре на оказание услуг по транспортировке груза обычно указывается, что транспортная компания должна доставить груз в целой упаковке, водитель тщательно следит за тем, чтобы целостность тары не нарушалась. Стреч-плетку можно удалять только в присутствии грузополучателя.

Стоимость грузоперевозок с использованием паллетов ничем не отличается от той, что производится в коробках. Однако разгрузить товар с поддонов удается намного быстрее. Среди недостатков использования данного типа конструкций можно выделить только одно: паллеты подходят не для всех типов транспортных средств.

Типы и виды паллет

Конструкции

Конструкция паллет может быть открытой или закрытой.

Открытая паллета не имеет полного дощатого покрытия с одной стороны. Из-за этого у данного типа есть верх и низ. Верх поддона — это несколько рядов досок закреплённых на опорных планках и блоках. Низ — это всего три доски, скрепляющие блоки без опорных планок.

Грузить такую паллету можно вилочными погрузчиками с четырёх сторон. Часто открытую паллету называют евро поддон.

Закрытый поддон технологически не имеет верха и низа. Обе его плоские стороны выполнены из ряда досок опирающихся на опорные планки. Подъезжать к такой паллете можно с четырёх сторон.

Стоит отметить, что в Америке и Канаде эксплуатируются продольные паллеты stringer. У них есть боковая планка с пропилами для вил погрузчика.

В странах Азии и Африки получила распространение конструкция двухсторонних паллет. У них закрыты две боковые стороны, из-за чего к ним можно подъезжать только с двух сторон.

Материал

Разделяют паллеты по материалам изготовления. Из-за невысокой цены и возможности быстрого ремонта наиболее распространены поддоны из дерева.

Более современны и долговечны поддоны из пластика. Вариантов исполнения пластиковых поддонов масса. От облегчённых перфорированных до 1 тонны, до монолитных с металлическим каркасом до 7 тонн.

Сорта паллет

Если Вы отправляете производимые товары за рубеж или используете производственные линии с жёсткими требованиями к используемым паллетам, то, вполне вероятно, Вам понадобятся сертифицированные европейские или финские паллеты. Они изготовлены в соответствии с принятыми в странах Европы ГОСТами, о чем свидетельствует наличие клейма на каждой паллете. По состоянию эти паллеты делятся на три сорта:

  • практически новые, белые, крепкие паллеты;
  • без сколов и трещин;
  • были использованы не более трёх раз.
  • белые, крепкие паллеты;
  • без сколов и трещин;
  • не были подвергнуты ремонту.
  • допускаются небольшие загрязнения, и потемнение древесины от времени;
  • допускаются небольшие трещины и сколы (но не более 3см в ширину и 30см в длину);
  • часть из них может быть после ремонта.
Читайте также  Материалы для газовой сварки

История

Первое упоминание об использовании поддонов можно отнести к временам Древнего Египта. При их помощи осуществлялась доставка каменных блоков к месту строительства. Приспособления имели простейшую конструкцию и перемещались вручную. По внешнему виду они напоминали волокуши.

Более широкое распространение данный вид тары получил в начале 20 века. Вначале это был обычный полоз, изготовленный из дерева — два бруска с верхним настилом. Но такое решение было неудобным. Развитие фабрик и производств требовало более эффективных решений для транспортировки грузов к месту погрузки, а также для их хранения и перевозки. Поэтому в 1925 году конструкцию полоза немного усовершенствовали, добавив нижний настил, что стало первым прототипом современных поддонов. Использовались они, в основном, для перевозки железнодорожным транспортом и их размер был жестко привязан к внутренним размерам грузовых вагонов.

Во времена Великой Депрессии это направление практически не развивалось, чему способствовало существенное сокращение производимой продукции, но во времена Второй мировой войны вопрос перемещения, упаковки и перевозки грузов стал снова актуальным ввиду необходимости транспортировки большого объема продукции военного назначения. В этот период времени появились первые стандарты, опять же, привязанные к размерам жд вагонов и кузова грузовых автомобилей. Изготавливались поддоны из дерева ввиду дешевизны и доступности этого материала.

Такой подход позволил существенно ускорить погрузочно-разгрузочный процесс и дал возможность группировать груз в партии. Также использование поддонов существенно повысило пропускную возможность складов.

Первым производителем поддонов в промышленных масштабах считается компания NWPCA, которая и ввела основную стандартизацию по размерам.

Паллеты CHEP (ЧЕП): европейский стандарт для российского рынка

Паллеты CHEP (ЧЕП) изготавливаются в России по собственным стандартам, но их характеристики соответствуют как стандарту EPAL, так и новому ГОСТу 33757-2016. Древесину для паллет компания берет из сертифицированных источников, что означает, полную легальность происхождения сырья и ведение деятельности в соответствии с политикой устойчивого развития компании, куда входят проекты по восстановлению лесов.

Паллеты компании изготавливаются на автоматических линиях из материалов, которые прошли строгий контроль качества. Покупать паллеты CHEP (ЧЕП) не нужно — компания предоставляет их в аренду, при этом берет на себя обслуживание многооборотной тары, ее возврат и обмен между участниками рынка. После каждого цикла «производитель- поставщик -ритейлер» паллеты попадают в ближайший сервисный центр (в Московской области, Тульской области, Санкт-Петербурге), где паллеты инспектируются, сортируются по типу повреждений, ремонтируются, моются, сушатся и отправляются снова в работу. Все процессы по обслуживанию паллет проходят по собственным стандартам и контролем компании CHEP (ЧЕП). Спутать паллеты CHEP (ЧЕП) с обычными «белыми» паллетами сложно: вся многооборотная тара компании ярко-синего цвета.

Компания CHEP (ЧЕП) входит в группу компаний Brambles — мирового лидера в области предоставления услуг по управлению цепями поставок. Компания работает в более чем 60 странах мира, управляет 550 млн единиц оборотной тары, имеет более 850 сервисных центров по всему миру. Бизнес модель CHEP (ЧЕП) основывается на многократном использовании ресурсов — пулинга различного вида паллет для производителей, поставщиков и ритейлеров сектора FMCG, что означает возможность взять в аренду изделия, не приобретая их в собственность.