Блог – Технология укладки асфальта по ГОСТу – способы, этапы и используемая техника

Блог – Технология укладки асфальта по ГОСТу – способы, этапы и используемая техника

Асфальт является самым популярным методом, который применяется для покрытия дорог и тротуаров. Востребованность материала объясняется его уникальными физическими и химическими свойствами. Асфальтирование дорожного полотна – практичное современное решение, которое отличается легкостью (если сравнивать с другими видами покрытия, например, укладкой плитки). Правильно уложенный асфальт при соблюдении технологии укладки асфальта по ГОСТу является стойким к воздействию неблагоприятных климатических факторов, характеризуется износостойкостью и долгим сроком службы.

Классификация

Одним из главных параметров является крупность применяемого щебня, разделяя асфальты на следующие группы:

  1. плотные – применяются для укладки верхнего слоя покрытия и содержат мелкий щебень. В случае фракции щебня менее 5 мм такие асфальты используются для покрытий с малой нагрузкой (тротуары и пешеходные переходы) и называются мелкозернистыми. Более крупные фракции щебня (5-15 мм) подходят для создания верхнего слоя автомобильных дорог;
  2. пористые – используются в нижней части многослойного покрытия и содержат меньше битума, чем плотные асфальты;
  3. высокопористые – оптимальные в качества основы для высоконагруженных автомобильных дорог. В их производстве применяется наиболее крупный щебень фракции 15-40 мм. Такие размеры обеспечивают необходимую водопроницаемость, создавая дренаж в низинах и болотистой местности. Большая крупность уменьшает сдвиг основания дороги и вдавливание в верхний слой грунта, уменьшая опасность вымывания и проседания покрытия.

Искусственный асфальт

Иску́сственный асфа́льт или асфальтобето́нная смесь — это строительный материал в виде уплотнённой смеси щебня, песка, минерального порошка и битума. Различают горячий, содержащий вязкий битум, укладываемый и уплотняемый при температуре не ниже 120 °C; тёплый — с мало-вязким битумом и температурой уплотнения 40-80 °C; холодный — с жидким битумом, уплотняемый при низкой температуре окружающего воздуха, но не ниже 10 °C. Асфальтобетон применяют для покрытий дорог, аэродромов, площадок и пр. Также используются модифицирующие добавки, в том числе, которые являются продуктом переработки автомобильных покрышек.

Очень часто руководители дорожного строительства, чья задача заключается в укладке битумно-бетонной смеси, хотят знать, какой точный расход асфальта на 1 м2?

Прежде всего, нужно учитывать тип битумно-бетонной смеси.

Наибольшее количество — около 25,5 кг на 1 см толщины — хараткерен для каменной мастики асфальтовой смеси (SMAM). Это можно объяснить кривой гранулометрического состава SMAM (высокой степенью заполнения каркаса зернами разного размера).

Количество на 1 м2 цветного асфальта составляет 25 кг (толщина 1 см).

Количество смеси крупнозернистого заполнителя меньше — около 24 кг на 1 м2 (при условии толщины 1 см), поскольку их гранулированная кривая прерывистая, то есть пространство между крупными зернами заполняется песком, но не с мелкой фракционной пылью для скрининга камня, как это имеет место в случае SMAM ,

Для песчаной битумно-бетонной смеси количество составляет 23,5 кг на 1 м2, так как плотность песка ниже, чем плотность щебня.

Возможно ли положить асфальт на уже имеющиеся покрытие из бетона или асфальта

В данной статье мы рассмотрим все этапы процесса асфальтирования и необходимые нормы ГОСТа, которые нужно соблюдать.

Технологические нормативы для укладки асфальта.

Весь процесс и его подробное описание мы можем прочитать в различных СНиПах, там подробно описана технология и все тонкости, которые нам необходимо учитывать. Кроме этого, мы можем подчеркнуть необходимую информацию в многочисленных сборниках нормативных актов, как технического, так и правового характера. Кроме этого, в этих источниках содержатся понятия о методе контроля качества. Если следовать всем инструкциям, то мы получим дорожные покрытия, которые выдерживают существенные нагрузки и большое количество проезжающих машин. Кроме этого, такой дороге будет не страшны погодные изменения, повышенная влажность и перепады температуры. Покрытие, сделанное по всем нормам, прослужит долгое время.

Основная технология укладки асфальта на дороги.

Приступая к процессу укладки асфальта, проще всего разделять его на несколько этапов:

  • Необходимо провести подготовительные работы;
  • После мы наносим несущий слой, который состоит из песка или щебня;
  • Приступаем к укладке покрытия;
  • По окончании укладки, мы должны произвести уплотнение полотна специальными катками, каждый из которых должен уплотнять по очереди и в своей четкой последовательности.

Нанесение асфальта на существующий асфальт.

Неоднозначный вопрос, на который необходимо ответить: возможно ли нанести асфальт на существующую дорогу? В этом пункте мы подробно ответим на него. Сперва, нам нужно посмотреть на уровень износа покрытия и оценить, насколько сложной будет новая укладка. Если мы руководствуемся стандартами ГОСТ, то мы можем произвести ремонт небольших повреждений ямочным методом. В таких случаях мы используем холодный битум.

Когда мы понимаем, что речь идет о работе большого масштаба, то, целесообразно воспользоваться холодной фрезеровкой. Такая методика подразумевает несколько этапов:

  • Мы удаляем верхний пласт;
  • Делаем укладку нового слоя.

Работы такого формата требуют определенных погодных условий. В соответствии с нормами ГОСТ, необходима сухая погода, без осадков. Температура окружающей среды — от +10 С, температура основания — от +5 С, а, кроме этого, нужно проконтролировать степень влажности воздуха.

Методики восстановление асфальта.

Когда нам необходимо сделать капитальный ремонт дороги, то применяется «восстановление» дорожного полотна. Когда мы работаем по этой методике, то выделяем следующие стадии:

  • Мы чистим старое покрытие поливомоечной машиной;
  • После этого планируем слой щебня грейдером;
  • Трамбуем слой щебня
  • Укладываем и утрамбовываем свежий слой горячего асфальта с помощью катка;
  • Как заключительный этап, необходимо пройти швы и стыки со старым асфальтом горячим битумом.

Если мы видим, что дорожное полотно в приемлемом состоянии или имеет равномерную степень износа, мы проводим дополнительное наращивание полотна дороги. Эта процедура проводится методом наложения свежего асфальта на старый слой.

Возможности укладки асфальта на бетон.

Если у нас бетонное основание, то мы используем бетонное основание, как замена щебеночного слояи. Если дорогу сделать по такому методу, она прослужит дольше и будет отличаться дополнительной износостойкостью.

Среди преимуществ асфальтобетона, мы особо хотели бы выделить:

  • Высокую сопротивляемость нагрузкам;
  • Поверхность, которая отличается гладкостью, но при этом не имеет скользящего эффекта;
  • Высокую степень контактности и надежное сцепление с колесами машин.

Также, мы бы хотели подчеркнуть, что такое покрытие на бетонном основании отлично подходит для нанесения разметки, которая запланирована надолго.

Предварительный этап работы

Перед тем, как осуществлять основные работы, следует подготовить поверхность. Будем делать в несколько этапов:

  • Очищаем бетон
  • Заполняем ямы
  • Проливаем битумную эмульсию

Смеси асфальтобетона, используемые при покрытии. Материалы для асфальтирования на бетонной основе.

Что представляет собой асфальтобетон? Эта смесь является результатом смешивания разных видов битума. Среди них выделяют битум с примесями песка, гравия и щебенки.

Для нижнего слоя используют крупнозернистый пористый либо плотный асфальтобетон.

Для верхних слоев дороги используют мелкозернистый плотный асфальтобетон типов А,Б, на граните, габбро, а также щебеночно-мастичную смесь (ЩМА-15, ЩМА-20).

Читайте также  Диаметр арматуры

Для тротуарных покрытий, дворовых территорий используют мелкий асфальт на основе песка, так называемый “песчаник” — мелкозернистый плотный асфальтобетон тип Г.

Технология укладки покрытия.

Мы знаем, что главным критерием качественного покрытия, которое будет отличаться износостойкостью и прослужит долгое время является непрерывность процесса и минимальное время проведения работ. Для осуществления этих условий, нам нужно по возможности обеспечить равномерную и непрерывную подачу самого материала. Также, нам нужно соблюдать температурный режим. По ГОСТу, смесь из битума не должна остывать ниже 105 °С.

Укладка производится с применением асфальтоукладчиков с шириной плиты, необходимой для оптимальной ширины проходки. Трамбовать слой асфальтобетона должны катки разного типа: гладковальцовые, комбинированные, с пневмоколесами, осцилляторы.

Бригада дорожных рабочих должна иметь в распоряжении хороший современный инструмент, в том числе титановые волокуши/грабли/гладилки, ни в коем случае не деревянные или магниевые.

Подводя итог, мы хотим заметить, что укладка нового покрытия на имеющийся асфальт вполне возможна при соблюдении соответствующей технологии.

Влияние материалов на качество покрытия

Главным нюансом при операциях, связанных с укладкой асфальтовых покрытий, является правильный и точный выбор материалов. Чтобы не приходилось постоянно выполнять ямочный ремонт, необходимо отнестись к данному вопросу внимательно. Иначе заделка трещин в асфальтобетонном покрытии станет вечной проблемой. Все слои важно выполнять при помощи асфальтоукладчика в одно время. Это оказывает большое влияние на качество дорожки.

Несмотря на то, что классический бетон отличается неплохой прочностью, этот показатель можно улучшить. Самым популярным методом является использование особых типов строительной мастики для асфальта. Данные мастики содержат в себе битумные эмульсии и резиновые полимеры. Обычная битумная мастика применяется лишь в горячем состоянии, а вот эмульсию используют в охлажденном состоянии. Мастики способствуют лучшей герметизации трещин на поверхности покрытия. Это не дает просочиться внутрь воде и предотвращает разрушение полотна.

Период эксплуатации дорожного полотна зависит не только от состояния материалов, но и от оформления дорожной одежды. Один и тот же тип асфальтовой смеси может по-разному повести себя на различных типах основания. На дорожках и трассах, находящихся на цементно-бетонном основании, со временем появляются трещины. Происходит это по причине несоответствия теплофизических характеристик. Основание из щебня не грозят такими осложнениями, но они могут давать определенную усадку всей дорожки.

Технологии и этапы укладки асфальта

Мы используем инновационные технологии и современную спецтехнику. Наши сотрудники регулярно повышают квалификацию, чтобы справляться с задачами любой сложности.

Компания использует в своей работе:

  1. Асфальтоукладчики последнего поколения. Функция 3D-Control помогает добиться идеально ровной поверхности и создать нужный уклон. Человеческий фактор исключается.
  2. Уплотнение гладко-вальцевыми и комбинированными катками. В зависимости от проекта, инженер подбирает тип оборудования, число, комбинацию проходов. Учитывается толщина асфальтового слоя, материал, уклоны. Каждый этап контролируется специалистами, чтобы результат соответствовал ГОСТ и СниП.
  3. Битумная эмульсия для эффективного сцепления. Чтобы добиться высокой степени адгезии, основание пропитывается полимерно-битумными эмульсиями: анионными / катионными, классов ЭБА-2, ЭБПА-1, ЭБПК-1, ЭБПК-2. Для нанесения используется автогудронатор с дозированным впрыском. В результате эмульсия обеспечивает надежное сцепление, защищает от влаги и риска появления ям.
  4. Качественная асфальтобетонная смесь, которая обеспечит дорогам, площадкам, тротуарам долгий срок службы.

Марка асфальта для дорог

По ГОСТу устройство покрытий из асфальта классифицируют на марки трех типов:

  1. Высокопрочные асфальтные смеси, у которых разный состав и плотность. Основные компоненты: щебенка, кварц, битумная эмульсия, минеральные порошки. Асфальтная смесь этого типа идет на создание нижнего слоя. Это самое дорогое асфальтово-бетонное покрытие.
  2. Универсальные смеси, которые немного уступают по плотности и прочности первой марке. Их повсеместно используют в дорожном строительстве, так как стоимость этого вида покрытия асфальта невысокая.
  3. Асфальтные смеси низкой прочности. В состав асфальтового покрытия не входит щебень, который дает высокую прочность. Основа – песок и минералы. Подходит для ямочного ремонта, участков с низкой нагрузкой, асфальтирования частных дворов, детских площадок, пешеходных зон, тротуаров, парков.

Разновидности асфальтобетона по размеру зерен

На качество асфальтобетона имеет прямое влияние не только происхождение каменной составляющей и её физико-химические характеристики, но и габариты, а также геометрическая форма фракций. Для достижения необходимых показателей крупные камни дробятся и измельчаются до необходимых размеров.
Асфальтобетон классифицируется в зависимости от размера зерен, входящих в их состав минеральных компонентов на крупнозернистый и мелкозернистый.

Мелкозернистый

Размер зерен в мелкозернистом асфальтобетоне достигает размеров 5-20 мм. Некоторое время назад такой асфальт характеризовался плохой переносимостью перепадов температур, высокой влажности, а также воздействия солнечных лучей – из-за способности накапливать пластические деформации, на покрытии быстро образовывалась колея. Однако современные производители смогли решить эту проблему путем корректировки состава материала и использования специальных присадок – сегодня мелкозернистый асфальтобетон имеет широкий диапазон сфер назначения и широко применяется в ремонте и строительстве дорог различного назначения.

Щебенистые мелкозернистые смеси относятся к типам А и Б – содержание щебня составляет от 40-60% в общей массе, асфальтобетон отличается высокой плотностью, остаточная пористость составляет 2,5-5%. Используется такая смесь для устройства верхних слоев покрытий при новом строительстве или капитальном ремонте дорожных полотен, взлетно-посадочных полос аэродромов, а также трасс с интенсивным потоком движения.

Мелкозернистые смеси с содержанием природного песка отличаются меньшей прочностью. В основном применяются в благоустройстве придомовых территорий, тротуаров, различных площадок и в строительстве дорог с низкой интенсивностью движения.

Крупнозернистый

Максимальный размер гравия или щебня в крупнозернистом асфальтобетоне, составляет 40 мм, содержание щебня до 60%, остаточная пористость от 5 до 10%. Такие смеси зачастую используются в качестве несущего слоя, на который сверху укладывается мелкозернистый асфальт – в дорожном строительстве такая технология называется двухслойное асфальтирование.

Главным преимуществом асфальта с крупными зернами можно назвать высокие прочностные качества и способность выдерживать большие нагрузки при интенсивном движении, в том числе от движения грузовых тяжеловесных автомобилей. Такая смесь применяется для асфальтирования загородных трасс областного и федерального значения, создания покрытий парковочных и стояночных зон, асфальтирования территорий вокруг промышленных объектов.